Эти лайфхаки помогут завести автомобиль и сохранить аккумулятор в хорошем состоянии.
Настоящие морозы, которые неожиданно пришли в Украину обычно, когда страна уже начала готовиться к весне, заставляют автомобилистов столкнуться с рядом новых проблем. Автомобильный эксперт Катерина Станишевская рассказала, как справиться с самыми частыми зимними неприятностями.
И основная из них (помимо гололеда) – проблемы с двигателем автомобиля, который после простоя на морозе не хочет заводиться. Самая «горячая» тема морозных дней в любом офисе – кто завелся, а кто согревался в общественном транспорте.
Как завести автомобиль в мороз
Автомобиль, который считается дорогим удобством, при очень низкой температуре для многих становится источником головной боли и причиной многочисленных неприятностей.
В автосервисах с середины января добавляется работы: десятки замороженных автомобилей с диагнозом, как правило, одним на всех.
В том, что автомобили не заводятся, по словам специалистов, часто виноват не мороз, а сами водители. Ведь большинство автомобилей рассчитаны на работу вплоть до минус 30-ти градусов мороза…
Причины же отказа двигателя могут быть разными: плохой бензин или проблемы с его подачей, некачественное масло, слабый аккумулятор или неисправность стартера, нарушение регулировок системы зажигания.
Первое, с чего рекомендуют начать специалисты — заменить быстро густеющее на морозе летнее или же просто старое масло на новое, желательно «синтетику». К примеру, масло с индексом 0w или 5w менее вязкое при низких температурах. Советуют также заменить фильтры и поменять старые или загрязненные свечи зажигания.
Если с маслом все в порядке, причина отказа двигателя может быть в аккумуляторе подержанного автомобиля. Если летом аккумулятор работал нормально, то зимой да еще и на морозе его мощности не хватает. Поэтому лучше его подзаряжать или «прикуривать» от аккумулятора у соседа по гаражу или стоянке. Если же автомобиль хранится на холодной стоянке, как вариант, можно отключать минусовую клемму аккумуляторной батареи.
Для разогрева аккумулятора перед стартом также советуют несколько раз моргнуть «дальним светом», дав батарее возможность нагреться. Для карбюраторных автомобилей перед их запуском можно на несколько секунд включить габаритные огни, а потом также на несколько секунд фары.
Когда аккумулятор в порядке и заряжен, а мотор не прокручивается, причина отказа двигателя заводиться может быть в стартере. Если аккумуляторные провода и клеммы горячие и контакт провода с клеммой аккумулятора не окислился, скорее всего, придется ремонтировать стартер, который не дает нужной мощности для прокрутки промерзшего двигателя.
В случае же, когда стартер крутит, а мотор все равно не заводится, советуют обратить внимание на свечи. Мастера по ремонту автомобилей отмечают, что при морозе заливает свечи. В иномарках до наступления холодов следует поменять оригинальные свечи, если они эксплуатировались на пробеге более 10 тыс. км.
К сожалению, многие марки бензина содержат ферроценовые присадки (с оксидами железа), которые приводят к сокращению срока службы свечей.
Еще одна причина того, что автомобиль не заводится — плохой бензин. Его у нас чаще всего разбавляют двумя способами: либо более дешевым топливом с меньшим октановым числом, либо водой. Летом езда на разбавленном водой бензине грозит «стуком» клапанов и небольшой потерей мощности. Однако при морозе двигатель на смеси бензина с водой просто не заведется.
Существует также много «народных» методов оживления замерзшего автомобиля: завести, как говорят, «с толкача» или подлить в двигатель эфир. В сильные морозы многие водители на ночь для более легкого запуска двигателя заливают прямо в горловину для масла 100-200 мл бензина и на 2-3 минуты заводят мотор.
Топливо перемешается с маслом, которое становится жиже, и утром стартеру легче крутить мотор. Специалисты к этим ухищрениям относятся, как медики к знахарям. Шансы завестись мотор такими способами равны шансам испортить его.
Есть еще один «кулибинский метод» запуска двигателя при условии установки в автомобиле механической коробки передач. Поворачивая ключ зажигания, нужно выжать сцепление, избавив стартер от дополнительной нагрузки. В этом случае стартеру не придется проворачивать первичный вал в коробке передач (ведь масло в коробке на морозе также загустевает и для поворота первичного вала потребуются дополнительные усилия).
После того как автомобиль завелся, не следует отпускать педаль сцепления сразу, подержите ее еще 20-30 секунд, а затем медленно отожмите. В любом случае, даже если авто не заводится, крутить стартер дольше 10 секунд не советуют. Лучше подождать несколько минут, а потом попробовать еще раз.
Во время запуска холодного двигателя рекомендуется следить за лампочкой аварийного давления масла. Если она загорается, двигатель необходимо заглушить, дать ему постоять, а затем попробовать завести снова. Не стоит слишком усердствовать: специалисты автосервиса считают, что запуск двигателя в сильный мороз изнашивает его примерно так же, как 300-500 километров пробега.
Помочь завести мотор могут также специальные аэрозоли, которые впрыскиваются во впускной тракт автомобиля.
Во время морозов не стоит забывать и о ветровом стекле, и стеклоочистителях, которые имеют свойство примерзать к стеклу. Поэтому перед тем. как включить зажигание, стоит проверить, выключен ли стеклоочиститель. Перед тем же, как его включить, нужно проверить, не примерзли ли щетки к стеклу.
Забота о ветровом стекле может быть выражена также в его обдуве в течение нескольких минут холодным воздухом. Правда, потом придется немного подождать, пока со стекла не испарится конденсат. Обогрев же стоит включать после того, как прогреется двигатель. Использовать стеклоомыватель рекомендуют только вместе с жидкостью с температурой замерзания ниже, чем температура воздуха за окном автомобиля, и прогрев предварительно лобовое стекло.
Правила эксплуатации аккумулятора в мороз
Во-первых, еще до наступления холодов обязательно нужно проверить уровень электролита и его плотность. У батареи пригодной к эксплуатации плотность электролита должна быть не ниже 1,25 см куб. (в идеале 1,27 г/см куб.), а напряжение должно быть не ниже 12,6 В.
Особое внимание следует обратить на доливку воды: доливать нужно только дистилированную воду. После доливки и при недостаточной плотности электролита, аккумулятор нужно поставить на зарядку. Если зарядное устройство позволяет регулировать зарядный ток, тогда его нужно установить в пределах 4-5 ампер.
Наверное, все знают, что с понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, при напряжении в клемах 13,9-14,3В при работающем двигателе и включенном ближнем свете.
Именно из-за этого специалисты советуют периодически (хотя бы раз в месяц) производить заряд батареи от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре, измерив предварительно плотность электролита.
Также зимой не лишним будет и обогрев АКБ теплом от двигателя, для того, чтобы лучше происходил ее заряд от генератора. Для этого советуют часть радиатора (с той стороны, где находится АКБ) закрывать от встречного холодного потока воздуха.
Кроме того, при температуре ниже «-30» градусов для обеспечения нормального пуска двигателя обогрев АКБ просто необходим. Для этого можно либо уносить в тепло (хлопотно, конечно, но тоже вариант) либо подогревать непосредственно на месте ее установки.
Также для облегчения пуска двигателя от холодного аккумулятора можно использовать подогрев моторного масла и топлива. Но, пожалуй, самый простой вариант – это впрыск специальной жидкости в карбюратор, которая облегчает пуск мотора.
Обратим ваше внимание также и на то, что время зарядки аккумулятора измеряется плотностью электролита, которая говорит о степени разряженности батареи.
Степень разряженности батареи можно проверить также и тестером. Сразу заметим, что такая проверка должна проводится после часового «простоя» после выключения двигателя и источников потребления.
Далее емкость АКБ (например, 55 ампер-часов) нужно умножить на недостающие проценты (например, 50%). В результате получается требуемое количество ампер-часов (в данном примере 22,5). После чего делим эту цифру на силу зарядного тока, уменьшенную примерно в 2 раза (с учетом коэффициента полезного действия) и получаем время заряда.
Нельзя хранить АКБ в разряженном состоянии, допускать образование льда и подвергать глубоким разрядам.
Для снижения отрицательного воздействия холода на АКБ и на пуск двигателя зимой также рекомендуется не пренебрегать следующим:
— не допускайте длительной работы включенных потребителей на автомобиле при неработающем двигателе;
— «массовый» провод от стартерной АКБ полезно дополнительно присоединить к двигателю с целью уменьшения потерь напряжения на стартере при пуске двигателя. Это делают по той причине, что переходы напряжения от клеммы на кузов, а с кузова на двигатель снижают напряжение и приводят к потере мощности, потребляемой от АКБ;
— время от времени контролировать отсутствие «утечки» тока от АКБ на разные сегменты электрооборудования. Для этого можно отключить аккумулятор – снять один наконечник – если условия стоянки авто дают возможность к таким действиям;
— контролируйте натяжение ремня привода генератора, при котором обеспечивается полная отдача энергии для питания включенных потребителей и самой АКБ;
— во время потепления, перед пуском двигателя удаляйте влагу с поверхности проводов, так как она благоприятствует утечке тока от катушки зажигания.
Замерзание замков и другие неприятности
С наступлением морозов рекомендуется поутру брать с собой маленький баллончик WD-40 (карманной емкостью 0,1 л) для того, чтобы в случае надобности открыть заклинившую дверку автомобиля. Ведь вода, которая за ночь может скопиться в замке, к утру, как правило, замерзает и не дает открыть дверку авто.
Многие в такой ситуации пытаются отогреть замок спичками или зажигалкой. Хотя на самом деле гораздо проще воспользоваться вышеуказанным баллончиком, в комплекте с которым обычно прилагается и трубочка, через которую антиобледенитель вводится в замочную скважину. После нескольких оборотов ключа в замке, последний вспоминает о своих изначальных функциях.
«Изюминка» применения такой жидкости еще и в том, что она не только разрушает лед, но и препятствует его дальнейшему образованию. Замерзание замков можно вообще избежать, если впрыснуть эту жидкость в замочную скважину до наступления морозов и повторять эту процедуру каждые 2-3 недели.
Кроме замка, замерзнуть могут также и колпачки ниппелей. Самое грустное в данной ситуации то, что это можно обнаружить лишь в тот момент, когда появится необходимость подкачать колесо. Окажется, что это сделать просто невозможно, так как невозможно открутить колпачок ниппеля.
Также следует обработать дверку и крышку бензобака (можно той же WD-40), так как примерзание не минует и эти части автомобиля. Бывает так, что приехав на заправку, водитель уезжает с таким же баком, с каким приехал туда. Всего лишь по той причине, что крышка бензобака примерзла «намертво».
Водные процедуры
Напоследок несколько советов о мойке автомобиля зимой. Многие водители считают, что это совершенно ни к чему. Придет оттепель и тогда можно будет спокойно помыть авто без экстрима.
Однако, специалисты утверждают, что мыть автомобиль зимой необходимо также как и в любое другое время года. Правда, делать это нужно в случае крайне необходимости, но это не дань аккуратности: грязь, смешанная с реагентами и солью, которыми посыпают дороги, разъедает кузов автомобиля. Кроме того, в зимне-осенний период коррозии особенно подвержены выхлопная система, литые колесные диски и радиатор. Поэтому мойка автомобиля хотя бы раз в 1-2 недели просто необходима. Однако делать этого на морозе противопоказано.
Многие знают, что в ассортименте автомагазинов и на авторынках присутствуют разнообразные «быстромоющие средства с силиконом». Правда, полностью смыть соль с их помощью не получается. Кроме того, если авто покрыт толстым слоем грязи, мойка этими подручными средствами приведет к тому, что можно просто поцарапать кузов грязью, которая зимой подобна наждаку.
Мыть авто горячей водой также не советуют, так как из-за сильного перепада температур на лакокрасочной поверхности кузова образуются микротрещины, которые способствуют коррозии. Влага, проникая через микротрещины в металл, начнет образовывать «волдыри», под которыми появится ржавчина.
Единственный рекомендуемый способ зимней мойки — стационарная закрытая мойка с аппаратами высокого давления. Перед тем как приступать к мойке, необходимо немного нагреть автомобиль после мороза. Потом грязь нужно размочить, и лишь после этого ее сбить мощной струей из «керхера».
Сильная струя воды — единственное средство, позволяющее хорошо промыть арки передних и задних колес, а также днище от соли, песка и реагентов.
Конечно, после мойки, перед выездом на мороз автомобиль необходимо просушить. На всякий случай перед мойкой рекомендуют обработать петли и проемы дверей, а также замки незамерзающими составами. Можно также использовать водоотталкивающий аэрозоль типа WD-40. Для «подстраховки» замки можно заклеить скотчем.
Чтобы не примерзли резиновые уплотнители дверей, их также советуют обрабатывать специальными силиконовыми смазками или аэрозолями. После теплой мойки важно не выезжать на мороз, пока кузов не подсохнет. Также эксперты советуют в мороз резко не направлять на лобовое стекло поток горячего воздуха.
Зимой владельцы автомобилей часто жалуются на то, что на лобовых стеклах машины появляются трещины. Причина этого — резкий перепад температур. Тем же, кто решил поехать на мойку, когда потеплеет, советуют не отбивать ботинками лед, намерзший на бамперах или колесных арках. На морозе пластмассовые детали становятся хрупкими…