5 февраля 2021 года в аэропорту ФГУП «СибНИА» Чаплыгина в Новосибирске начался очередной этап испытаний сверхпроводящего низкотемпературного авиадвигателя.
Двигатель мощностью 500 кВт, разработанный компанией СуперОкс, является частью гибридной силовой установкой, разработанной ЦИАМ им. Баранов. Он был установлен на Як-40 в испытательных целях.
Летающая лаборатория разработана и построена СибНИА им. Чаплыгин. В его задней части вместо одного из реактивных двигателей была установлена турбина с электрогенератором 400 кВт (100 кг) конструкции ЦИАМ, а в передней части фюзеляжа — испытываемый электродвигатель, разработка которого финансируется Фондом перспективных исследований (ФПИ) в рамках программы «Контур», запущенной в 2016 году. В центральной части фюзеляжа размещен комплект литий-ионных аккумуляторов.
Полет модифицированного Як-40 запланирован на 2021 год. Конструкторы прогнозируют, что гибридный электропривод снизит расход топлива до 70 проц. В рамках разработанной программы планируется продолжить испытания самолета с использованием только электродвигателей. Он будет построен в течение двух лет на базе модернизированного пассажирского Ту-114.
Российские разработчики, как обычно, утверждают, что технологии, разработанные в рамках программы «Контур», намного опережают мировые достижения. Поэтому к ним якобы проявляют интерес крупнейшие мировые концерны, в том числе Airbus и Siemens. SupierOks разрабатывает целый ряд двигателей на сверхпроводниках — от 50 до 500 кВт. Их предполагается использовать не только в авиации. Андрей Бочкарев
Источник