Ближний Восток: война в заливе

война в заливе
12 Фев, 2017.

На протяжении 1980-х годов на земле, в небесах и на море шла ожесточенная война между Ираком и Ираном.

Обе стороны использовали авиацию, прежде всего, для поддержки сухопутных войск, однако самолёты сыграли видную роль и в «танкерной войне», из-за которой в военные действия оказались втянуты страны Запада и Советский Союз.

Пытаясь установить контроль над Персидским заливом, руководство Ирака и Ирана закупали вооружение и военную технику по всему миру. Послереволюционный Иран не имел столь широких возможностей для закупки оружия, как Ирак, который в те годы поддерживал вполне дружественные отношения как с Советским Союзом и его союзниками, так и со странами Запада.

На начальном этапе войны Иран обратился к СССР с просьбой о военной помощи, но получил отказ, после чего нашел возможность приобретать военную технику советского производства в Северной Корее и Ливии.

Существенную военную помощь Ирану предоставил Израиль, поставив, в частности, запасные части для истребителей-бомбардировщиков F-4 Phantom II и оказав содействие в техническом обеспечении истребителей F-14A Tomcat и зенитно-ракетных комплексов Hawk производства США.

Израиль оказал Ирану также прямую военную помощь, разбомбив 7 июня 1981 года иракский ядерный реактор. Израильские самолёты полностью разрушили ядерный центр, лишив Ирак возможности получить в обозримом будущем атомное оружие.

Выбор Ирака

Для восполнения потерь в самолётах, понесённых на начальной стадии войны, в ВВС Ирака поступили собранные в Египте и Иордании китайские истребители Shenyang F-6 (МиГ-19) и Xian F-7 (МиГ-21). Советский Союз поставил партию самолётов МиГ-25, Чехословакия – 40 учебно-боевых самолётов Aero L-39ZO.

ВВС Ирака получили лишь восемь разведчиков-бомбардировщиков МиГ-25РБ, которые использовали достаточно ограниченно, но с очень большим эффектом. Самолёты применялись для воздушной разведки и наносили удары по нефтяным терминалам. Есть данные, что именно тогда с МиГ-25РБ впервые в истории было выполнено бомбометание по реальной цели в полёте со сверхзвуковой скоростью.

Один самолёт МиГ-25РБ был сбит иранским ЗРК Hawk американского производства. Ещё один МиГ-25РБ ВВС Ирака был потерян из-за отказа двигателя. Иракские перехватчики МиГ-25П потерь не понесли. Иракские лётчики с большим уважением относились к МиГ-25.

Mirage F1EQ-5

В связи с задержкой поставок самолётов Mirage F1EQ-5, Ирак взял в лизинг у Франции пять истребителей-бомбардировщиков Dassault Super Etendard, способных нести противокорабельные ракеты AM39 Exocet.

Саудовская Аравия и Кувейт опасались возможной экспансии Ирана, поэтому встали на сторону Ирака. Они во многом поспособствовали закупки Багдадом военной техники западного производства: итальянских морских вертолётов, вертолётов BO-105 в противотанковом варианте испанской сборки, а также американских вертолётов Hughes 300C и 500D.

Одним из главных поставщиков военной техники Ираку являлась Франция. Из Франции Ирак в 1981-1984 г. получил не менее 89 истребителей Mirage, причём иракскому заказу отдавался приоритет – эскадрильи ВВС Франции получили эти заказы на семь месяцев позже запланированного срока.

Вместе с самолётами Ирак приобрёл большую партию противокорабельных ракет AM39 Exocet и ракет «воздух-поверхность» Aerospatiale AS. 30L., а также ЗРК Euromissile Roland. Эксплуатацию военной техники обеспечивали 1000 французских и 6000 советских военных советников.

В число закупленных во Франции самолётов вошли 20 Mirage F1EQ-5, оснащённых РЛС Agave и способных наносить удары ракетами AM39 Exocet по кораблям и судам. Франция не смогла поставить эти самолёты точно в срок, но в октябре 1983 года на двухлетний срок предоставила Ираку пять истребителей-бомбардировщиков Super Etandard, обладавших такими же возможностями, что и Mirage F1EQ-5.

Один Super Etandard был потерян из-за неудачной посадки, иракский лётчик успел катапультироваться. Ирак применял самолёты Super Etandard для атак кораблей и судов в Персидском заливе; удары по надводным целям ракетами AM39 Exocet наносили также вертолёты SA-321H Super Frelon. Первая атака противокорабельной ракетой AM39 Exocet с иракского реактивного самолёта была выполнена 27 марта 1984 года.

уничтоженный истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II ВВС Ирана

Хотя воздушные бои происходили, но большинство самолётов обе стороны потеряли на аэродромах. На фотографии: уничтоженный иракской авиацией в аэропорту Мехрабат (Тегеран) истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II ВВС Ирана.

К 1984 году иракская авиация потопила не менее 51 судна. Удары наносились по танкерам, идущим в порты (или из портов) Ирана, Кувейта и Саудовской Аравии. Количество потопленных судов могло быть больше, если бы Иран не использовал примитивные радиолокационные отражатели, которые сбрасывались в воду.

Ракеты AM39 Exocet запускались с большой дальности по засветкам на индикаторе радиолокатора самолёта или вертолёта, поэтому порой лётчики принимали отражатели за танкеры. Эффект от «танкерной войны» получился меньшим, чем ожидали в Багдаде.

Более того, так как объектами атак стали суда западных стран, для их охраны в воды Персидского залива вошли корабли ВМС США, Великобритании и Франции. Следом за ними в заливе появились корабли советского ВМФ.

Первый «акт обороны» был выполнен 21 сентября 1987 года, когда два вертолёта AH/MH-6 армии США атаковали иранский боевой катер, выставлявший мины. С ростом минной опасности в Ормузский пролив прибыл десантный вертолётоносец ВМС США «Гудалканал» с вертолётами-тральщиками RH-53D 14-й эскадрильи вертолётов-тральщиков (HM-145) на борту.

Прикрытие минно-тральных работ осуществляли самолёты с американских и французских авианосцев. Очередное боевое столкновение произошло 18 апреля 1988 года. В операции «Playing Mantis» приняли участие штурмовики A-6E Intruder из эскадрильи VA-95, базировавшейся на авианосце «Энтерпрайз».

Самолёты атаковали иранский фрегат «Шаблан» типа «Saam». Корабль взорвался после попадания двух корректируемых бомб GBU-10 Paveway с лазерным наведением. Самолёты и вертолёты, включая боевые вертолёты Sea Cobra с десантного вертолётоносца «Гудалканал», впоследствии наносили удары по иранским кораблям и катерам.

ВМС США

В ходе операции «Prime Chance» вертолёты OH-58D армии США действовали против иранских патрульных катеров, атаковавших танкеры в Персидском заливе. Вертолёты базировались на кораблях ВМС США.

Для разрушения иранских нефтепромыслов Ирак в январе 1984 года применил оперативно-тактические ракеты «поверхность-поверхность» комплекса «Темп» (западное обозначение SS-12 «Scaleboard») советского производства.

Однако ракетное оружие осталось в тени самолётов Mirage F1EQ-5, которые Ирак получил в октябре 1984 года. Состояния боеготовности иракские Mirage F1EQ-5 достигли в феврале 1985 года, тогда и началось их интенсивное использование.

К концу 1980-х годов война зашла в тупик. Обе стороны в значительной степени исчерпали свои ресурсы. 19 июля 1988 года иракские истребители сбили над Персидским заливом два иранских F-14. В тот же день Иран согласился с резолюцией ООН №538 о прекращении огня.

Источник