«Буря в пустыне». Силы коалиции: часть II

Буря в пустыне
27 Сен, 2014.

Присутствие в персидском заливе ВМС и Корпуса морской пехоты США, а также британских войск обеспечило быстрое реагирование на изменение обстановки.

Во всех военных действиях, в которых участвовали США, первыми обычно в зоне конфликта появлялись ВМС и КМП. Операция «Щит пустыни» не стала исключением.

К моменту вторжения иракцев в Кувейт присутствие ВМС США в этом регионе было минимальным – небольшое количество кораблей проводило учения в Персидском заливе, а авианосец «Independence» находился в Оманском заливе.

Но в течение нескольких дней подошла авианосная группа «Дуайта Эйзенхауэра» и прибыли первые подразделения Экспедиционных сил морской пехоты (ЭСМП). В течение месяца в регион перебросили ещё 45 000 военнослужащих.

На первом этапе операции «Щит пустыни» в регион отправили более 200 самолётов и вертолётов. CH-53, CH-46, AH-1 и UH-1N из 16-й авиагруппы морской пехоты были частично разобраны и на транспортных самолётах С-5 ВВС США доставлены на военно-морскую базу имени короля Абдула Азиза в Аль-Джубайле.

Для поддержки ЭСМП также использовались четыре эскадрильи F/A-18 Hornet и AV-8B Harrier II. Непосредственную поддержку с воздуха осуществляла 13-я авиагруппа морской пехоты (АГМП) с истребителями AV-8B и штурмовиками OV-10 Bronco. Другие вертолёты и AV-8B морской пехоты 40-й АГМП прибыли в Персидский залив в сентябре в составе 4-й экспедиционной бригады морской пехоты (ЭБМП) на борту судов 2-й амфибийной группы ВМС США.

К началу операции «Буря в пустыне» 11-я АГМП насчитывала 84 F/A-18C/D Hornet, 20 A-6E Intruder, 12 EA-6B и 15 KC-130. 16-я и вновь созданная 26-я АГМП включали 182 вертолёта. Силы 4-й и 5-й ЭБМП и 13-й АГМП объединяли 141 вертолёт и 26 AV-8B на борту амфибийных боевых судов, находившихся в Персидском заливе.

ВМС США

В операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» участвовали не менее восьми авианосцев ВМС США. С начала конфликта в регионе присутствовали «Индипенденс» и «Эйзенхауэр», к ним присоединились «Джон Кеннеди», «Америка», «Рейнджер», «Теодор Рузвельт», «Саратога» и «Мидуэй».

На всех авианосцах, кроме «Мидуэя», размещались F-14 Tomcat в вариантах «А» или «А+». Самолёты Tomcat осуществляли ПВО кораблей, обеспечивали завоевание превосходства в воздухе, сопровождали штурмовики и выполняли аэрофоторазведку, но, когда угроза со стороны иракских ВВС уменьшилась, они чаще стали использоваться для сопровождения и тактической воздушной разведки с помощью контейнерных систем.

F/A-18 хорошо показали себя в боевых действиях

Если не считать ударов по Ливии в 1986 году, «Буря в пустыне» стала первой боевой операцией самолётов Hornet. Несмотря на опасения в отношении их малого радиуса действия, F/A-18 хорошо показали себя в боевых действиях.

На большинстве авианосцев присутствовали самолёты F/A-18 Hornet в вариантах «А» и «С». В войне принимали участие девять эскадрилий Hornet. Они решали штурмовые задачи и подавляли ПВО ракетами HARM. Уникальная возможность Hornet переключать РЛС из режима управления вооружением «воздух-поверхность» в режим «воздух-воздух» позволила им сбить два Chengdu F-7 в полёте на бомбардировку.

Самолёты Intruder и Prowler применялись широко. Многоцелевые A-6E, KA-6D и EA-6B наносили удары и подавляли ПВО противника, осуществляли дозаправку в воздухе и вели РЭБ. В военных действиях использовался и A-7E Corsair II, для которого это были последние боевые действия перед снятием с вооружения.

Раннее оповещение осуществляли E-2C Hawkeye, при этом самолёты, чья обычная задача заключалась в охоте за подводными лодками, также вели разведку, в том числе P-3C Orion и S-3A/B Viking. C-2A Greyhound осуществляли перевозку почты, небольших грузов и личного состава, C-9B Skytrain II и UC-12B Huron перевозили людей, а CH-46D Sea Knight и CH-53E Super Stallion – грузы.

Мощные противолодочные вертолётные силы ВМС использовались для других целей в связи с отсутствием подводной угрозы. SH-3G/H Sea King и SH-60B Seahawk выполняли поисково-спасательные операции, прикрытие с воздуха и доставку грузов.

Нерегулярные силы США

Помимо обычных войск, в Персидском заливе находились и другие подразделения, не являющиеся частью боевой группы. Так, береговая охрана США отправила несколько HU-25B Guardian для решения поисково-спасательных задач и ведения морской разведки.

Впервые использовалась гражданская авиация резерва, которая доставила более 125 000 человек и почти 400 тонн грузов. Она работала на 16 маршрутах и использовала 18 дальних пассажирских самолётов и 21 грузовой самолёт для доставки войск и снаряжения в район военных действий.

Британцы в Персидском заливе

В течение семи дней после иракского вторжения в Кувейт Великобритания проводила операцию «Грэнби». В регионе разместили по одной эскадрилье Tornado F.Mk 3 и Jaguar. Самолёты TriStar осуществляли доставку вспомогательного и административного персонала, а танкеры VC-10 – дозаправку в воздухе.

Tornado F.Mk 3 встали на боевое патрулирование вместе с лётчиками Саудовской Аравии и США. Для помощи коалиции в обеспечении морской блокады Ирака в Омане разместили три Nimrod MR.Mk 2P. А для усиления ударных сил эскадрилья Tornado GR.Mk I дислоцировалась в Бахрейне. Её самолёты окрасили в розоватый «пустынный» камуфляж, а их задачей являлись действия против аэродромов противника.

Позднее в регион прибыла ещё одна эскадрилья GR.Mk I. Для ведения тактической разведки в Дахран перелетели шесть GR.Mk IA. К началу операции «Буря в пустыне» в Персидский залив перебросили 3-ю эскадрилью GR.Mk I, в результате чего общая численность британских наступательных сил составила 50 самолётов Tornado и 12 Jaguar.

HU-25B Береговой охраны США

HU-25B Береговой охраны США, базировавшийся в Бахрейне, пролетает над одной из подожжённых отступающими иракцами нефтяных скважин. Ранее этот самолёт использовался для контроля за огромным пятном нефти, которую иракцы вылили в Персидский залив.

Транспортировки на театре военных действий осуществлялись военно-транспортными самолётами Hercules C.Mk I, VC10 и TriStar. Для этого использовались девять Hercules C.Mk I и C.Mk III, а также два C-130H новозеландских ВВС. Скрытные перевозки в ОАЭ проводили ещё пять Hercules.
За снабжение топливом отвечали VC10 K.Mk II и три танкера.

К 16 января в Бахрейне разместили шесть Victor K.Mk II. С началом военных действий также прибыли 12 Buccaneer S.Mk 2B с лазерными целеуказателями Pave Spike и два Tornado с контейнерами TIALD.

Британские вертолёты

В районе Персидского залива были размещены вертолёты всех трёх родов войск Великобритании. Это были Lynx HAS.Mk III морской авиации, осуществляющие патрулирование в заливе на момент вторжение Ирака в Кувейт.

Они стали ключевым элементом блокады иракских морских путей. Lynx, вооружённые ракетами Sea Squa, являлись основными противокорабельными вертолётами коалиции, на их счету 15 иракских кораблей. Вертолёты Sea King тралили мины и перебрасывали войска, а санитарные вертолёты ВМС отправлялись в пустыню для поддержки с воздуха и снабжения.

Вертолёты Sea King Королевских ВВС

Вертолёты Sea King Королевских ВВС выполняли разнообразные тактические боевые задачи. Большинство из них прибыло на ТВД на бортах транспортных самолётов Вспомогательных ВВС.

В ноябре 1990 года из Великобритании в зону залива на C-5 Galaxy ВВС США перебросили 15 вертолётов Puma HC.Mk I, а чуть раньше их прикрытие – Chinook HC.Mk IB. Эти вертолёты вместе с морскими Sea King сформировали вертолётные силы поддержки на среднем Востоке, но часть машин Chinook были приписаны к подразделениям спецназа.

Вертолёты для спецопераций активно использовались во время конфликта, доставляя группы десантников и спецназовцев на территорию противника. Именно Chinook высадил десантников, захвативших здание британского посольства в Кувейте.

Вертолёты армейской авиации включали Lynx AH.Mk VII и Gazelle AH.Mk I. Вертолёты Lynx с ракетами TOW быстро приспособились к новым условиям, и им за короткий период удалось уничтожить большое количество иракской бронетехники. Связь осуществлялась с помощью Islander AL.Mk I.

Источник