Было это в году 1982 — 1983-м. Ранняя осень в Крыму, Севастополь.
В тот год собрались там люди, одержимые необычным увлечением – собиратели старой военной техники, реликвий минувшей войны. Люди, отдающее всё свободное время воссозданию забытых и затерянных страниц героической летописи Великой Отечественной.
«Задающим генератором» этого сбора был, в то время главный редактор журнала «Техника молодёжи» В. Захарченко. Наверное, благодаря ему и удалось собрать разрозненные и разбросанные по некогда единому Союзу группы энтузиастов поиска образцов старой военной техники – автомобилей, танков, самолётов.
Группы поиска, собравшиеся в тот год в Севастополе рассказывали об удивительных находках, деланных на дне Балтийского и Чёрного морей, в Забайкальской тайге, в болотистых поймах под Архангельском.
Там вместе с останками воинов хранятся подчас на редкость в исправном состоянии самолёты Ил-2, Ил-4, По-2, ТБ-3 и т.д., образцов которых, образцов «живых», коих можно пощупать руками, до последнего времени было не сыскать. Даже на заводах, некогда их выпускавших в больших количествах.
Шли годы. Движение энтузиастов-собирателей разных образцов военной техники ширилось. Каким-то боком «зацепило» оно и учебные заведения гражданской авиации. В Егорьевском (тогда ещё авиационно-техническом училище, а ныне колледже гражданской авиации) буквально из ничего был воссоздан легендарный самолёт По-2. А строительство курсантами того же Егорьевского училища не менее легендарного, хотя ныне и забытого самолёта-амфибии Ш-2?
Теперь об этом можно говорить лишь в прошедшем времени. Законы нашей вихляющей экономики, политические реалии и амбиции практически свели на «нет» движение по воссозданию образцов отечественной техники прошлого. И вот интересное письмо, полученное из Санкт-Петербурга от Александра Макарова с обратным адресом «Музей обороны Ленинграда».
Вот что он пишет:
«Прошлым летом группа аквалангистов под руководством В. Бирко и В. Лапина, обнаружила на дне Ладожского озера самолёт Ли-2 (ПС-84). Лежит он на глубине 6-7 метров в полной сохранности. Во время блокады Ленинграда на этих самолётах осуществлялась связь с Большой землёй.
Для сопровождения этих самолётов, как известно, были выделены три истребительных авиаполка, и тем не менее транспортные самолёты попадали под обстрел лётчиков Люфтваффе. На Ли-2 летали пилоты ГВФ. Кто же вёл самолёт, найденный нами на дне Ладоги?»
Далее автор письма рассказывает, что в результате долгих поисков удалось установить, что один из самолётов, погибших в этом районе, пилотировал экипаж, где командиром был пилот ГВФ И. Жантиев. На борту его самолёта были дети работников завода «Электросила».
Тот самый самолёт Ли-2, поднятый со дна Ладожского озера
А вот иная история, поведанная тем же Александром Макаровым. Уже несколько лет он занимается разгадкой гибели самолёта финской авиакомпании «Аэрокалева», совершавшие регулярные рейсы по маршруту Хельсинки-Таллин.
В июне 1940 года он был сбит советским военным самолётом и, объятый пламенем, упал в море близ маяка Кери. То был «Юнкерс-52». Интересные данные приводит А. Макаров. Оказывается, в своей книге «Над тремя морями» П. Хохлов, причастный к гибели «Юнкерса», пишет:
«Мы сделали всё по правилам, по инструкции. И всё же возвращались на аэродром с сожалением о случившимся…»
Да, в рапортах, поданных впоследствии, были изложены все обстоятельства этого туманного дела, и всё же недосказанность события существует и сегодня. Говорили, что когда подняли со дна залива фюзеляж «Юнкерса», обнаружили в нём и материальные ценности (золото), и большое количество составляющих государственную тайну документов.
Якобы, всё это было потом доставлено на подводной лодке в Кронштадт. Однако на этом след обрывается.
По словам А. Макарова, историю эту рассказал ему сын пилота «Юнкерса» фон Виллебрандт. В архиве ВМФ по поводу данной катастрофы автору ничего сообщить не смогли.
Обращался он и в архив бывшего ГУ ГВФ – тоже ничего. Однако кто-то знает тайну истории о том, что же произошло в небе над Финским заливом утром 14 июня 1940 года, но молчит…