Самолёт DH.80A фирмы «de Havilland» стал достойным преемником DH.60.
Сама модификация DH.85 Leopard Moth — заменила DH.80A, а DH.81 так и не нашла своих покупателей. Появление ранних модификаций самолёта Moth в весьма значительной степени способствовало развитию частной и спортивной авиации в Великобритании и за её пределами.
В конце 1920-х годов «de Havilland» отмечала растущую потребность в более комфортабельных машинах, способных удовлетворить потребности авиаторов, совершающих всё более дальние и опасные полёты.
Следующий Moth – DH.80, сделанный на базе DH.75 Hawk Moth, — представлял собой цельнодеревянный трёхместный высокоплан с перевёрнутым мотором Gipsy II, установка которого улучшила обзор вперёд. Пилот сидел спереди, а за ним размещалось сиденье для двух пассажиров.
Самолёт впервые поднялся в воздух 9 сентября 1929 года.
Moth Three
Утратив официальное имя компании, новый самолёт некоторое время носил название Moth Three, присвоенное ему в рекламных целях. Лётные испытания показали, что самолёт развивает на 11 км/ч более высокую скорость, чем его предшественник. Однако в «de Havilland» понимали, что на экспортном рынке будет пользоваться спросом машина из металла, как более долговечная.
В результате предпочтение отдали самолёту DH.80A Puss Moth с каркасом фюзеляжа из стальных труб. Лётные качества Puss Moth были ещё выше, чем у DH.80. Чтобы снизить минимальную посадочную скорость, на нём установили поворотные обтекатели амортизаторов шасси, которые могли работать как аэродинамические тормоза. После установки улучшенного двигателя Gipsy III мощностью 120 л.с. (89 кВт) начались поставки частным покупателям, авиакомпаниям и почтовым службам.
Конструктивные недостатки
Канадская дочерняя компания «de Havilland Aircraft of Canada» получила четвёртый серийный Puss Moth для оценочных испытаний. Лётные качества машины вызвали такой интерес, что решили начать её сборку в Канаде для местных военных и гражданских покупателей, используя компоненты, поставляемые из Англии.
Однако вскоре программа DH.80A оказалась под угрозой из-за серии аварий. 13 октября 1930 года разбилась австралийская машина, затем ещё две в Южной Африке. Расследования катастроф показали, что во всех случаях причиной было разрушение крыла.
Третий серийный DH.80A использовался для полёта вокруг Британии. Самолёт был оснащён поплавками фирмы «Short».
В «de Havilland Aircraft of Canada» предположили, что причиной инцидентов мог стать флаттер, выявленный во время испытаний на скорость в Канаде. Версия частично подтвердилась, когда канадскому лётчику-испытателю удалось выжить в аварии и описать, как оторвалась в полёте левая плоскость крыла его Puss Moth.
Эта информация вкупе с дополнительными британскими испытаниями позволила выявить, что флаттер возникает на высоких скоростях в условиях турбулентности. Путём внесения изменений в конструкцию крыла проблема была решена, и доверие к DH.80A восстановлено, но до этого разбились ещё два самолёта, зарегистрированных в Соединённом Королевстве, один австралийский, один канадский и один сиамский.
Несмотря на эти аварии, самолёт продемонстрировал много достижений. Например, одна из машин, впоследствии разбившихся в Южной Африке, с 5 по 13 октября 1932 года совершила дальний перелёт с завода компании «de Havilland» в Стэг Лэйне к своему новому южноафриканскому владельцу за 78 лётных часов.
Самолёт The Heart Content
Джим и Эми Моллисон были выдающимися пилотами, летавшими на Puss Moth, Джим на специально построенном самолёте G-ABXY совершил 18-19 августа 1932 года первый одиночный перелёт с востока на запад через Северную Атлантику. Он также первым перелетел из Англии в Южную Америку и первым в одиночку пересёк Южную Атлантику с востока на запад.
Кроме того, самолёты Puss Moth участвовали в авиагонках на приз Макферсона Робертсона (MacRobertson Race) 1934 года. Одну из машин пилотировал С. Дж. Мелроуз, пролетевший из Дарвина в Кройдон за 8 дней и 9 часов. Он облетел вокруг Австралии и смог преодолеть маршрут от Милденхолла в Англии до Мельбурна в Австралии, заняв третье место в гонках.
Ещё один самолёт был значительно модифицирован с изменением закрылков для участия в лётных соревнованиях. Ряд машин, служивших во время Второй мировой войны в британских ВВС, впоследствии решали различные гражданские задачи. И сейчас несколько Puss Moth всё ещё пригодны к полётам, включая G-AEOA, хранящийся на аэродроме Олд Уорден.
DH.85 Leopard Moth
Ещё до того, как последний из 350 самолётов Puss Moth сошёл с конвейера, «de Havilland» сосредоточила внимание на его преемнике. Трёхместный деревянный высокоплан DH.85 Leopard Moth получился более лёгким, чем DH.80A.
Крыло со стреловидной передней кромкой могло складываться для хранения, аэродинамические тормоза были таким же, как у предшественника. Вскоре после первого полёта, совершенного 27 мая 1933 года, DH.85 показал максимальную скорость в 220 км/ч – на 15 км/ч больше, чем у DH.80A. Превосходные лётные данные машины позволили Джеффри де Хэвилленду выиграть гонку King´s Cup 1933 года, достигнув скорости 224.52 км/ч.
Самолёт Джима Моллисона был оснащён дополнительным топливным баком ёмкостью 727 л, размещённым в задней кабине. Он мог совершать полёты дальностью до 5790 км.
Было построено не менее 132 экземпляров DH.85. Он стал популярным как у частных покупателей, так и у коммерческих фирм. За первым дальним полётом в Африку в начале 1934 года последовал рекогносцировочный полёт Рабина и Уоллера во время подготовки к участию Уоллера в авиагонках MacRobertson Race на самолёте Comet.
Последний и, пожалуй, самый лучший полёт был выполнен Дж. Бродбентом, установившим новый рекорд для перелётов из Австралии. Он приземлился в Лимпне в Юго-Восточной Англии 3 мая 1937 года через 6 дней, 8 часов и 25 минут после вылета из Дарвина.
Как и Puss Moth, Leopard Moth был особенно популярен за пределами Англии. Более половины всех самолётов обеих модификаций «de Havilland» продала за границу. Продажам DH.85 способствовала демонстрация самолёта, окрашенного в ярко-красный цвет, на авиашоу в 1934 года в Женеве и репутация его предшественника – DH.80A.
В начале Второй мировой войны 44 самолёта Leopard Moth были мобилизованы британскими ВВС и с успехом применялись в качестве связных машин. А те из них, что уцелели на фронтах, после войны вернулись к своим прежним владельцам.
Источник