Airbus A320. Варианты А330-200/300 и 200F

A320
13 Янв, 2017.

Многие менеджеры фирмы «Airbus» заблуждались, уверенно полагая, что авиакомпании мира предпочтут две модификации базового авиалайнера – с двумя и четырьмя двигателями для средних и дальних маршрутов. Но все три варианта, разработанные фирмой на основе А330, были удачными и весьма востребованными.

Как и все лайнеры фирмы «Airbus», А330 обязан своими хорошими характеристиками превосходному крылу. Крыло, спроектированное для А330-200, похоже на крыло А340, отличия минимальны. Крыло А330 не требовало изменения конструкции и модификации предкрылка.

«Airbus» предлагает три варианта двигателей для А330, и хотя параметры располагаемой тяги изменялись со временем, основные типы двигателей остались неизменными.

Две длины, максимальная универсальность

Создав вариант А330-200, фирма «Airbus» представила авиакомпаниям возможность перевозить 253 пассажира (в трёх классах) на расстояние 10 500 км. Самолёт А330-200 оптимизирован для дальних, «незагруженных» маршрутов, а вариант А330-300 способен перевозить больше людей, но на более короткие дистанции. Оба варианта рассчитаны на трансатлантические перелёты.

А330-302

Фирмы «Airbus» и «Boeing» добавляют специальные индексы к обозначению своих авиалайнеров, чтобы отразить заказчиков этих машин. Так, самолёт для компании «China Airlines» с двигателями General Electric известен в «Airbus» как А330-302.

Индекс «2» показывает, что машина была построена для данного перевозчика. «Airbus» предлагает различные варианты комплектации лайнеров на заказ, начиная со специальной авионики и компоновки салона и заканчивая силовыми установками и максимальной взлётной массой. А система индексов обеспечивает простой способ стандартизации.

Все типы лайнеров «Airbus» имеют одинаковые кабины пилотов, что позволяет экипажам без переквалификации переходить с одного варианта А330 на другой, а авиакомпаниям использовать эти самолёты без дополнительных затрат на переподготовку персонала.

Лайнер А330-200 авиакомпании «Bmi» и А330-300 авиакомпании «Dragonair» имеют разную длину, но оба самолёта оснащены двигателями Trent, что легко заметно по одинаковым мотогондолам.

Грузовой самолёт А30-20F

«Airbus» отложила разработку грузового варианта А330 на несколько лет и занялась другими проектами, главным образом А380, поскольку лайнер А300-600F ещё оставался популярным. Тем не менее, концерн работал с заказчиками и, учитывая их требования, 17 января 2007 года официально запустил проект А330-200F для растущего рынка грузовых авиаперевозок.

При этом выпуск А300 планировалось завершить в июле. Впоследствии разработка замедлилась, так как «Airbus» начала испытывать небывалый спрос на лайнеры А330 из-за задержек поставок самолётов Dreamliner от «Boeing». С ростом заказов на пассажирские лайнеры производство грузовых самолётов пришлось отложить. Поэтому «Airbus» перенесла первый полёт А330-200F на конец 2009 года, а первые поставки для авиакомпании «Flyington Freighters» — на начало 2010 года.

А330-200F

При максимальной коммерческой нагрузке 69 000 кг и объёме грузовой кабины 475 мІ лайнер А330-200F является достойной заменой грузопассажирским Boeing 747, а также чисто грузовым A300-600F, 767-300F, DC-8-70F и DC-10-30/40F.

Характерная черта А330-200F – грузовой люк по левому борту в передней части фюзеляжа размером 2.60 м х 3.60 м. По сравнению с предыдущим транспортным самолётом фирмы «Airbus» он сможет перевозить на два стандартных грузовых поддона больше.

Снаружи А330-200F узнаваем по грузовому люку, отсутствию окон в салоне, а также по выступающему под носовой частью обтекателю передней стойки шасси. Опускаемый на стоянке нос А330/А340 оказался не слишком удобен для погрузочно-разгрузочных операций, поэтому «Airbus» пересмотрела крепление передней стойки, чтобы грузовая площадка самолёта была горизонтальной.

Концерн отказался от установки удлинённого шасси, поскольку в этом случае теряется унификация машин семейства А330. Вместо этого он вернулся к проблеме «наклонной палубы», которую в первом приближении решили в следующем поколении А350. Передняя стойка шасси крепится ниже, выравнивая пол грузовой кабины.

На А350 ниша передней стойки сделана более глубокой, но на А330-200F добавили выступающий обтекатель, чтобы обеспечить необходимую глубину. В 2007 году «Airbus» оценил потребности рынка в 380 грузовых самолётов А330, причём около половины из них будут выпущены путём перепрофилирования пассажирских машин.

Но остаётся вопрос, насколько необходимость изменения шасси повлияет на этот процесс. К середине 2009 года на А330-200F поступило 65 заказов.

Источник