Ан-124 «Руслан» — военно-транспортный самолет

Ан-124
27 Сен, 2014.

По схеме Ан-124 «Руслан» был, традиционно для ОКБ им. O.K. Антонова, высокопланом с четырьмя двигателями на пилонах под крылом.

Во всем мире принято для самолетов-высокопланов с двигателями, размещенными на пилонах под крылом, использовать Т-образное горизонтальное оперение. Так было на американских С-141 и самом тяжелом С-5А, а также на отечественном Ил-76.

Исследования в аэродинамических трубах показали, что горизонтальное оперение вполне можно перенести с киля на фюзеляж, сохранив требуемые параметры устойчивости и управляемости.

Особенностью Ан-124 «Руслан» стали, впервые в отечественной практике, два грузовых люка: традиционный хвостовой и откидывающаяся вверх носовая часть.

Самолет способен перевозить не только самоходную технику, но и грузы в контейнерах, для чего он оснащен как традиционным оборудованием, так и рольгангами. Грузовая кабина имеет высоту 4,4 м, ширина ее по полу достигает 6,4 м, а длина — 36,5 м.

Ан-124 «Руслан»

Погрузка и выгрузка самоходной техники осуществляется своим ходом: въезжают через передний люкрампу, а выезжают через задний люк. Для несамоходных грузов используют имеющиеся на борту самолета мостовой кран мощностью до 10 т и две лебедки с тягой по 3 т.

Для облегчения заезда и выезда машин самолет снабжен системой регулирования высоты пола грузовой кабины. При использовании этой системы самолет как бы «приседает». Американский конструктор Роберт Ормсби — создатель самолета С-5 А — сказал, что им не удалось довести до эксплуатационного уровня подобную систему.

Ан-124 «Руслан»

Первый вылет на Ан-124 «Руслан» выполнил экипаж летчика-испытателя ОКБ В.И. Терского 26 декабря 1982 г. Первые четыре серийные машины выпустил Киевский авиазавод, а начиная с 1985 г. Ульяновский завод. Однако производство, начатое в 1982 г., свернулось в начале 1990-х гг. По заказу ВВС Ульяновский завод выпустил 26 машин.

Этот огромный самолет обладает удивительными возможностями. 26 июля 1985 г. экипаж «Руслана» во главе с летчиком-испытателем В.И. Терским в присутствии комиссаров ФАИ установил в одном полете 21 мировой рекорд.

Ан-124 «Руслан»

На высоту 10 750 м был поднят груз в 171,219 т, это более чем на 60 т превышает прежний мировой рекорд американского экипажа. 6—7 мая 1987 г. на Ан-124 был побит державшийся четверть века мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту, установленный на бомбардировщике В-52Н. Самолет, массой в 455 т с экипажем во главе с В.И. Терским, стартовал из г. Жуковского и прошел расстояние в 20 150,92 км за 25 час. 32 мин.

Наиболее значительное событие произошло в конце 1990 г., когда два сменных экипажа под командованием начальника НИИ ВВС Я. Козлова совершили кругосветный перелет. Стартовав в Мельбурне (Австралия), самолет перелетел через Южный и Северный полюса с промежуточными посадками в Бразилии и Марокко.

Ан-124 «Руслан»

Маршрут протяженностью 50 005 км был пройден за 75 час 16 мин со средней скоростью 680 км/ч. Первый полет «Руслана» в интересах народного хозяйства состоялся в декабре 1985 г.

В канун Нового года экипаж летчика-испытателя А.В. Галуненко перевез из Владивостока в поселок Полярный (Якутия) в разобранном виде самосвал грузоподъемностью 154 т, сократив сроки его доставки обычными способами почти на семь месяцев. Ан-124 стоит 150 млн. долл., и поэтому требует особого подхода в организации полетов и подготовке экипажей. Однако практика свидетельствует об обратном, за шесть последних лет произошло четыре катастрофы.

Ан-124 «Руслан»

Тактико-технические характеристики Ан-124 «Руслан»

  • Экипаж, чел. 7
  • Размах крыла, м / площадь крыла, м2 73,3 / 629,0
  • Тяга, кгс 23 400
  • Длина самолета / высота самолета, м 69,1 / 21,08
  • Полезной нагрузки, кг 150 000
  • Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 405 000 / 180 000
  • Максимальная скорость, км/ч 865
  • Перегоночная дальность, км 16 500
  • Двигатель, тип х кол, название ТРДДх4, Д-18Т
  • Практический потолок, м 12 000