Борьба за контракт на разработку нового малозаметного тактического истребителя (ATF) вели компании «Локхид» и «Нортроп».
Первый опытный самолет компании «Локхид» YF-22 со специально спроектированными двигателями YF-120 поднялся в воздух 29 сентября 1990 г., а 30 октября 1990 г. взлетел другой опытный образец с альтернативными двигателями YF-119.
После совместных испытаний с конкурирующим проектом компаний «Нортроп/Макдоннелл-Дуглас» YF 23 самолет YF-22 с двигателями YF-119 был объявлен победителем.
ВВС США планировали ввести в строй первую эскадрилью самолетов F-22A в 2002 г., а общее число самолетов довести до 648 машин. Однако программа была прервана 25 апреля 1992 г., когда второй опытный образец получил повреждения во время тренировочного полета. К этому времени самолет успел обрести несколько названий «Лайтнинг» II, «Супер Стар», «Рейпер» и наконец «Рэптор».
Самолет построен по интегральной аэродинамической схеме с трапециевидным в плане высокорасположенным крылом и хвостовым оперением, включающим широко разнесенные и наклоненные наружу кили с рулями направления и горизонтальные поверхности, расположенные непосредственно рядом с крылом.
При проектировании самолета F-22 обеспечению малой заметности уделялось меньше внимания, больше — повышению маневренности и управляемости. Тем не менее на нем применены все элементы технологии «стелс» (малоотражающие формы, радиопоглощающие материалы, средства РЭБ и малоизлучающее БРЭО) и его ЭПР должна быть меньше 1% ЭПР истребителя F-15.
В планере самолета F-22A «Раптор» широко используются легкие термостойкие и прочные композиционные материалы, в том числе 15% деталей изготовлено из композитов на основе термопластических смол, 20% — термореактивных смол. Титановые сплавы составляют 33% массы, алюминиевые — 11 %. сталь — 5% и прочие материалы — 16%.
По сравнению с опытным образцом у F-22A изменена конструкция. Размах крыла увеличен до 13,59 м без увеличения площади крыла, уменьшена стреловидность передней кромки до 42° (вместо 48°) и толщина корневой части крыла, уменьшена площадь двухкиливого вертикального оперения до 27,12 м2. одноместная кабина перемещена вперед для увеличения обзора, а воздухозаборник смещен назад на 0,45 м, длина фюзеляжа при этом стала меньше на 63 см.
«Рэптор» оснащен двумя двигателями F-119 и ВСУ. Боковые подкрыльевые воздухозаборники ромбовидного сечения с нерегулируемыми S-образными каналами для экранирования компрессоров двигателей.
Сопла двигателей плоские поворотные с неподвижными боковыми стенками и подвижными верхними и нижними панелями, предназначенными для регулирования площади поперечного сечения сопла и отклонения вектора тяги по тангажу на угол ±20 градусов, что улучшает взлетно-посадочные характеристики.
Система управления цифровая электродистанционная с волоконно-оптическими линиями передачи данных (100 Мбайт/с), обеспечивающая высокую маневренность и способность совершать крейсерский полет на сверхзвуковой скорости.
Самолет F-22A — первый истребитель, который оснащается полностью комплексной системой бортового электронного оборудования, в отличие от современных истребителей, оснащенных БРЭО, работающим по федеративному принципу, когда большое число отдельных систем связано между собой цифровой информационной шиной.
В состав интегрированного комплекса БРЭО входит центральная комплексная система обработки данных, система связи, навигации и опознавания ICNIA и боевой электронный комплекс, включающий систему РЭБ INEWS, РЛС с активной фазированной антенной решеткой и систему оптоэлектронных датчиков EOSS.
Для различных подсистем БРЭО используются общие процессоры сигналов и данных, а также антенны, на кабинных индикаторах представляются данные раз личных бортовых систем. Система ICNIA имеет ряд функций, выполняемых в настоящее время различными бортовыми передатчиками, приемниками и процессорами. которые она объединяет в единый комплекс общих модулей, имеющих меньшие размеры, но большие производительность и надежность.
Управляемые ракеты класса «воздух—воздух» размещаются внутри фюзеляжа. Четыре ракеты AIM-9 «Сайдуиндер» находятся в отсеках по бокам воздухозаборников. а четыре ракеты AMRAAM — в отсеке нижней части фюзеляжа. Кроме того, самолет вооружен усовершенствованным вариантом пушки М61А1 калибра 20 мм.
Истребитель F-22A имеет на 25% большую дальность боевого применения по сравнению с самолетом F-15C с форсажными камерами.
Более высокая тяговооруженность самолета F-22A обеспечивается благодаря сочетанию перспективных материалов, позволяющих повысить прочность и срок службы, более совершенных методов охлаждения, аэродинамики снимаемых сред и цифровой электронной системы регулирования работы двигателя.
Новый истребитель в случае принятия на вооружение способен успешно противодействовать всем системам оружия и выполнять боевую задачу в условиях применения противником самых современных и перспективных радиолокационных средств и зенитных систем. Самолет F-22 должен заменить истребитель F-15. находящийся на вооружении ВВС США с 1975 г.
Тактико-технические характеристики F-22A «Рэптор»
- Экипаж, чел. 1
- Практический потолок, м 19812
- Масса, кг максимальная взлетная — 26300 пустого самолета — 14061
- Радиус действия, км 1285
- Габариты самолета, м размах крыла — 13.11 длина — 19.56 высота — 5,0
- Двигатель ТРДДФ Pratt & Whitney F-119-P-100. кгс 14110
- Максимальная скорость на высоте около 10 км. км/ч 2335
- Стоимость единицы $146,2 млн (без учета НИОКР) $379,5 млн (с учетом НИОКР)