«Народный» реактивный истребитель He 162. Обзор

He 162
27 Сен, 2014.

Реактивный истребитель люфтваффе He 162, получивший прозвище «народный», был спроектирован и построен за рекордно короткий срок — всего 90 дней. В самом конце Второй мировой войны у высшего командования ВВС Люфтваффе родилась гениальная идея — создание достаточно простого в производстве и эксплуатации реактивного истребителя.

К тому же серийное производство этого самолёта можно было наладить относительно быстро в условиях того периода, характеризовавшегося нехваткой квалифицированного персонала и дефицитных стратегических материалов.

Отсюда и будущее название, под которым стал известен новый истребитель — Volksjager, то есть «Народный истребитель». Именно с его помощью военно-политическое руководство Третьего рейха планировало отразить мощный натиск англо-американской авиации.

8 сентября 1944 года тактико-техническое задание на новый истребитель было утверждено заказчиком и направлено компаниям «Messerschmitt», «Henkel» и «Junkers».
В нём содержались следующие требования: взлётная масса не более 200 кг, оснащение одним турбореактивным двигателем BMW-003 с тягой 800 кг, позволяющим развивать скорость 750 км/ч, длина разбега не более 500 м, продолжительность полёта у земли не менее 20 мин., вооружение – две 30-мм или 20-мм пушки.

Свои проекты компании должны были представить к 20 сентября 1944 года, а серийный выпуск истребителя надлежало начать не позднее 1 января 1945 года. Впрочем, позже срок представления эскизных проектов перенесли на 14 сентября.

Частично собранные He 162 на заводе по сборке истребителей

Частично собранные He 162 на заводе по сборке истребителей в г. Тартун, Германия. Апрель 1945 года.

По результатам изучения представленных проектов заказчик выбрал вариант компании «Henkel», причём ещё до официального решения была заказана постройка прототипа P.1073, В октябре истребителю присвоили обозначение He 162 и название «Саламандра», а 6 декабря был облетан первый прототип истребителя.

Планировалось собирать самолёты сразу на трёх сборочных линиях, которые должны были получать узлы и комплектующие со смежных производств, значительная часть которых располагалась в соляных штольнях и подземных заводах (всего в программе было занято несколько сотен заводов и предприятий). В первый месяц планировалось собрать 1000 машин, а затем – по 2000 истребителей ежемесячно.

Особенности конструкции

He 162 представлял собой высокоплан с двухкилевым вертикальным оперением смешанной конструкции и трёхопорным убирающимся шасси. Фюзеляж – смешанного устройства: передняя часть – до крыла – монококовая, а задняя часть – полумонококовая конструкция с работающей обшивкой, которая крепилась к каркасу с помощью потайной клепки.

Фюзеляж изготавливался из дюралюминия, но с фанерным носовым конусом, крепившимся к фюзеляжу болтами, а также деревянными створками отсеков шасси, люками вооружения, крышкой аккумуляторного отсека и внутренними стенками отсека фюзеляжного топливного бака.

Фонарь кабины – каплевидной формы, двухсекционный из оргстекла, задняя секция которого открывалась назад-вверх. Пилот располагался на катапультируемом кресле, в его распоряжении была бортовая кислородная система, а также приборная доска с минимально необходимым для пилотирования и управления набором приборов. Органы управления самолётом – ручка и педали.

Крыло – двухлонжеронное, неразъёмное, трапециевидной в плане формы, крепилось к фюзеляжу при помощи четырёх болтов. Крыло имело преимущественно деревянную конструкцию, фанерную работающую обшивку и дюралевые законцовки, отклоненные вниз на угол 55°. Механизация крыла – деревянные двухпозиционные закрылки (внутренняя часть задней кромки крыла) и элероны (внешняя часть).

При выпуске закрылков элероны, имевшие регулируемые на земле триммеры, также отклонялись на 18°. Привод элеронов – механический, закрылков – гидравлический. Хвостовое оперение – двухкилевое свободнонесущее, выполненное единым целым и крепившееся к фюзеляжу.

Двухлонжеронные разнесенные кили – деревянные с металлическими законцовками. Горизонтальное оперение – металлическое двухлонжеронное, при этом стабилизатор имел размах 3.4 м и угол поперечного V в 30°. Угол установки стабилизатора менялся от -2° до +3° за счёт отклонения хвостового конуса. Рули высоты – из лёгкого сплава, с регулируемыми на земле триммерами.

He 162 в немецком техническом музее

He 162 в немецком техническом музее, Берлин.

Шасси – трёхопорное убирающиеся с гидравлическим приводом. Особенностью конструкции нового истребителя была установка ТРД BMW 003E-1/2 с осевым компрессором – он крепился в гондоле непосредственно на фюзеляж за кабиной пилота двумя вертикальными болтами спереди и двумя горизонтальными болтами сзади.

При этом передняя и задняя части капота устанавливались напрямую на двигатель, а центральная часть выполнялась в виде двух панелей и обеспечивала быстрый доступ к двигателю. Топливо размещалось в фюзеляжном и двух интегрированных крыльевых баках.

Бортовое радиоэлектронное оборудование включало ответчик самолётной опознавательной радиостанции FuG 25a, радиостанцию FuG 24, объединённую с радиополукомпасом ZVG 16, а также магнитный компас FK-38.

Вооружение – две расположенные в нижней части фюзеляжа 20-мм пушки MG-151/20 с боекомплектом по 120 снарядов на пушку (на первых машинах ставились две 30-мм пушки Mk 108 с боезапасом по 50 снарядов на каждую), прицеливание – при помощи коллиматорного прицела Revi-16A (затем Revi-16B).

Источник