OA-10. Передовой авианаводчик

OA-10
12 Фев, 2017.

Самолёт-штурмовик ОА-10А «Warthog» использовался иногда и в качестве самолёта передового авиационного наведения.

Ниже приводится рассказ одного из пилотов самолёта о задании, которое он выполнял в конце 1990-х годов. Задача передового авианаводчика заключается же в аспекте обеспечения тактического взаимодействия.

Взаимодействие это происходит между командирами армейских подразделений, авиационным командованием и ударными самолётами с целью оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

Офицеры военно-воздушных сил, находящиеся в боевых порядках сухопутных войск поддерживают связь непосредственно с передовым авианаводчиком, предоставляя ему полную информацию об обстановке на поле боя.

При этом сам передовой авианаводчик имеет более полную картину обстановки благодаря взаимодействию с воздушным командным пунктом EC-130E и самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3.

Передовой авианаводчик выводит ударные самолёты в сравнительно безопасную зону, откуда он всегда может их вызвать, сообщив ряд параметров: исходную точку, курс и дистанцию до цели, характер цели, возможные угрозы. Авианаводчик планирует атаку в соответствии с ходом боя на земле, учитывая потребность наземных войск в авиационной поддержке, тип и количество целей, тип и количество ударных самолётов, их возможности и ограничения, вооружение самолётов и погодные условия.

Свои задачи авианаводчик выполняет не только днём, но и ночью. Причём в случае отсутствия у противника развитой схемы противовоздушной обороны мы подсвечиваем поле боя ракетами и осветительными бомбами. Конечно, при выполнении такого рода занятий необходимо точно знать своё место, но мы можем использовать в полёте инерциальную навигационную систему, если она работает. Мы также способны действовать в условиях противодействия ПВО, не пересекая при этом линии фронта и выполняя функции общего координатора.

Существуют два мнения в отношении применения оружия. Первое – самолёт служит, прежде всего, летающим командным пунктом, а потому не следует подвергать его риску при выполнении атак. Однако я считаю, что самолёт, способный наносить удары, должен при необходимости их наносить. В любом случае, все пилоты тренируются в нанесении ударов по наземным целям.

Маркировка целей

«Мы используем блоки неуправляемых авиационных ракет LAU-131, обычно на четыре подкрыльевых пилона на многозамковых держателях подвешивается по три блока на каждый. Каждый блок снаряжается семью ракетами, но в тренировочных полётах обычно только шестью ракетами, а блоков подвешивается тогда один-два.

Ракеты снабжены двигателями Mk 66 и боевыми частями с белым фосфором и обычно применяются для маркировки целей в случае отсутствия серьёзной ПВО. Мы пускаем по одной цели две ракеты. Ударные самолёты заходят в атаку параллельно шлейфам, которые оставляют за собой ракеты. Ракеты хороши и для маркировки площадных целей.

Они обладают очень высокой точностью – даже если прицеливание ведётся «на глазок». Как ни странно, но использование пушечного прицела LASTE при пуске ракет проблематично.

Мощная пушка GAU-8/A Avenger самолётов ОА-10/А-10

Мощная пушка GAU-8/A Avenger самолётов ОА-10/А-10 может использоваться и для маркировки целей при выполнении заданий передового авианаводчика.

На самолёте ОА-10 мы используем систему LASTE, большим преимуществом которой является наличие режима автопилота, который позволяет выдерживать высоту полёта, парировать скольжение и выдерживать траекторию патрулирования. Без автопилота А-10 очень трудно стабилизировать в горизонтальном полёте и теперь нет необходимости шуровать ручкой управления каждые 10-15 секунд, чтобы удержать машину в горизонте. Автопилот позволил лётчику более «плотно» работать с картой, отмечая на ней цели.

Прицел LASTE, кроме того, помог повысить боевые возможности пушечного вооружения. Мы теперь можем вести точный огонь из пушки, поражая цель даже с дистанции в 3.5 км. Точная стрельба из пушки очень важна при обозначении целей фугасно-зажигательными снарядами и при обеспечении поисково-спасательных операций, когда необходимо вести точный огонь по слабо защищённым целям».

Взаимная поддержка

«Используя опыт войны в Персидском заливе, мы работаем парами. Даже в условиях, казалось бы, пониженной опасности всегда может возникнуть ситуация, в которой необходима взаимная поддержка. Вероятность того, что один самолёт собьют, остаётся всегда, поэтому хорошо, если кто-то будет знать, где ты находишься.

В типовых вылетах при наличии у противника сильной системы ПВО, мы принимаем участие в планировании возможной поисково-спасательной операции: передовой авианаводчик получает «своего оператора» и те огневые средства, с которыми ему придётся взаимодействовать в случае проведения поисково-спасательной операции.

В полёте мы постоянно получаем информацию об изменениях в ситуации на поле боя, в воздушном пространстве, местах нахождения дружественных сил и сил противника. Непосредственно у линии фронта мы устанавливаем контакт с наземным авианаводчиком и получаем от него самую свежую информацию, в частности – какие цели находятся в его зоне видимости.

Вооружённый УР Maverick, штурмовик А-10

Вооружённый УР Maverick, штурмовик А-10 из 57-го авиакрыла заходит на цель. В ходе операции «Allied Force» в Косово эти штурмовики выполняли полёты, решая одновременно как штурмовые задачи, так и действуя в роли передовых авианаводчиков.

На предполётных указаниях нам задают район и высоту патрулирования, знакомят с обстановкой на земле, вероятными угрозами. При появлении в зоне ответственности ударных самолётов, мы проводим с их экипажами краткий брифинг по радио. В случае постановки противником помех, используется помехоустойчивая система радиосвязи Have Quick или другие способы.

Передовой авианаводчик всегда старается вывести ударные самолёты с самого удобного направления, используя все накопленные сведения о расположении артиллерии и средств ПВО противника, при этом стараются обеспечить подавление ПВО противника огнём своей артиллерии.

От последней, впрочем, не требуется вывести из строя средства противовоздушной обороны – достаточно не дать поднять головы расчётам, пока ударные самолёты выполняют атаку назначенной цели».

Новая тактика

«В последние годы резко возросли способности командиров наземных войск находить цели на больших дистанциях, что серьёзно отразилось на тактике боевого применения. Теперь армейские командиры предпочитают задействовать авиацию для изоляции района боевых действий с использованием мин Gator или системы вооружения CEM. Изоляция первого эшелона противника от второго иногда даёт даже больший эффект, чем классическая непосредственная авиационная поддержка.

Поисково-спасательные задания по-прежнему выполняются самолётами ОА-10. Обычно в этом случае штурмовики сами несли большой запас авиационных средств поражения и применяли его по противнику, особенно в том случае, если место нахождения эвакуируемого не было известно достаточно точно.

Однако, принимая во внимание, что ОА-10 не считаются наступательным средством, мы теперь в ходе таких операций больше полагаемся на истребители-бомбардировщики, выполняющие основную часть работы.

Вместе с тем мы имеем пушку – очень точный инструмент, посредством которого способны эффективно поражать противника в непосредственной близости от спасаемого. Проще говоря, передовой авианаводчик в наибольшей степени владеет ситуацией».

Источник