Самолёт «Торнадо» проектировался в годы холодной войны как круглосуточный дальний всепогодный ударный самолёт, во избежание обнаружения радиолокаторами способный выполнять полёты на малой высоте.
В то время, когда «Торнадо» только приобретал свои характерные очертания на конструкторских чертежах, его задачи виделись необычайно разнообразными.
Среди них: глубокое проникновение за линию фронта для нанесения ударов по важным объектам и срыва снабжения противника, долгие полёты над морем в поисках кораблей противника, разведка в прифронтовой полосе и в оперативной глубине.
Использование дозаправки давало возможность решать и дальние — евростратегические — задачи. При столь несхожих миссиях от самолёта требовалось обладать несколькими трудно сочетаемыми способностями. Разрешить это противоречие помогло крыло изменяемой геометрии.
Конструкция крыла
Крыло может изменять угол стреловидности от 25 до 67 градусов, занимая любое промежуточное положение, что позволяет для любого профиля полёта подобрать оптимальное соотношение подъёмной силы и сопротивления. При минимальном угле в действие вступает мощная механизация – предкрылки Крюгера и закрылки Фаулера.
Это обеспечивает как превосходные взлётно-посадочные характеристики (например, возможность без проблем использовать в случае боевых действий участки автострад), так и неоценимую экономичность при дальних перелётах или длительном патрулировании.
На военном аэродроме «Чкаловск» впервые приземлились два истребителя ВВС Германии «Торнадо» и военно-транспортный самолёт До-228. Немецкие лётчики прибыли для ознакомления с организацией боевой подготовки и бытовых условий российских коллег. Калининград, 28 августа 1997 года.
Максимально сложенное крыло не только позволяет развивать почти «истребительную» скорость, но, что не менее важно, обеспечивает отличные «ездовые» характеристики при полёте на малых и сверхмалых высотах с высокой турбулентностью воздуха.
Полёты с огибанием рельефа местности не только увеличивают шансы на выживание самого самолёта, но и значительно повышают вероятность успешной атаки цели. Каждая поворотная консоль оснащена двумя пилонами для подвески вооружения, средств защиты или дополнительных баков.
При изменении угла стреловидности пилоны поворачиваются одновременно, всегда занимая положение вдоль линии полёта.
Двигатели о оснащение
Для полётов с огибанием рельефа «Торнадо» оснащён отдельной антенной РЛС, расположенной под «тарелкой» основной РЛС, отвечающей за применение вооружения.
В сочетании с ЭДСУ она обеспечивает полностью автоматический полёт на малых высотах в любую погоду и любое время суток. Помимо этого, ЭДСУ минимизирует изменения пилотажных характеристик при различных положениях крыла: реальные характеристики самолёта меняются достаточно сильно, но для пилота это происходит почти бесследно.
Многоцелевой самолёт «Торнадо» на VIII Аэрокосмической выставке (ILA). Берлин, Германия, 2006 год.
Важный вклад в успех «Торнадо» вносят и двигатели. Трёхвальный двухконтурный ТРД RB.199 обеспечивает самолёту как высокие скоростные характеристики у земли, так и завидную экономичность на крейсерском режиме.
Хотя разработку и производство двигателя осуществляет трёхнациональный концерн «Турбо-Юнион», фактически это британская разработка знаменитой фирмы Rolls-Royce. Интересно, что при его совершенствовании был использован опыт, накопленный в процессе создания двигателей «Конкорда».
Двигатель оснащён системой реверса тяги – крайне редкая возможность на боевых самолётах, позволяющая сократить пробег до минимума без использования тормозного парашюта. Помимо разнообразного подвесного вооружения, «Торнадо» оснащён двумя пушками «Маузер» ВК-27, разработанными в конце 1960-х специально для этого самолёта.
Одноствольная револьверная пушка имеет переключатель на два режима стрельбы – 1000 и 1700 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда очень высока (1100 м/с), что упрощает стрельбу в любой ситуации. Боезапас для каждой пушки составляет 180 патронов.
Источник