Англо-итальянский многоцелевой вертолёт Agusta Westland AW101. Обзор

Agusta Westland AW101
13 Янв, 2017.

Многоцелевой вертолёт Agusta Westland AW 101 — это совместная разработка итальянских и британских инженеров. И сегодня вертолёт используется в военной и гражданской авиации многих стран со всего мира, в том числе Великобритании, Италии, Соединённых Штатов, а также Канады, Португалии, Дании, Алжира, Саудовской Аравии и Туркмении.

В 1977 году у военно-морских сил Великобритании и Италии появилась потребность замены старого парка противолодочных вертолётов (у англичан Sea King, у итальянцев — Agusta Sikorsky AS-61).

Итальянская фирма «Agusta» и английская «Westland» договорились о совместной разработке нового вертолёта на базе проекта WG.34 фирмы «Westland». Для реализации проекта было образовано совместное предприятие European Helicopter Industries Ltd.

12 июня 1981 года правительство Великобритании выделило 20 миллионов фунтов стерлингов на создание девяти предсерийных образцов нового вертолёта. Будущая машина должна была называться EHI01, но из-за опечатки в документе получила обозначение EH101. Первый опытный образец поднялся в воздух 9 октября 1987 года. Вертолёт оказался многоцелевым.

Agusta Westland AW101

Вертолёт используется в военной и гражданской авиации многих стран мира.

Производство вертолётов было налажено в Англии в городе Йовил и в Италии в Верджате. Лицензионная сборка AW101 также производится в США, Канаде и Японии.

21 января 1993 года во время лётных испытаний в Италии потерпел крушение второй предсерийный образец вертолёта Agusta Westland, что привело к гибели четырёх человек и приостановке испытаний до 6 июня 1993 года. 7 апреля 1995 года разбился ещё один образец EH101, теперь уже в Великобритании.

Тем не менее в феврале 1995 года Великобритания сделала первый заказ на производство в общей сложности 22 вертолётов, а Италия заказала 16 экземпляров в октябре того же года. Первый серийный Agusta Westland EH101 вступил в строй только в 1999 году.

Конструкция

Agusta Westland AW101 – вертолёт с пятилопастным несущим и четырёхлопастным рулевым винтами, с трёхдвигательной силовой установкой и убирающимся в полёте трёхстоечным колёсным шасси, имеющим носовую стойку. В конструкции широко применены композиционные материалы.

В передней части располагается кабина пилотов, которая в стандартном варианте является двухместной, но в противолодочном предусмотрены дополнительные места для наблюдателя и оператора систем вооружения. AW101 характеризуют высокая живучесть, пониженный уровень шума, возможность применения в странах как с холодным, так и с жарким климатом (температурный диапазон может меняться от -40° до +50°C).

Развитое оборудование (хорошая авионика, большие дисплеи, цифровая карта и т.д.) позволяет выполнять полёты даже одному члену экипажа.

Применение

Военно-транспортный «Merlin» рассчитан на перевозку 30 десантников на расстояние до 370 км или транспортировку различной военной техники массой до 1.5 т. В санитарном варианте он перевозит до 16 раненых на носилках.

Agusta Westland AW101

Боевая нагрузка вертолёта – 960 кг различного вооружения.

ВМФ Италии для замены устаревших палубных вертолётов заказал вертолёт для борьбы с подводными и надводными кораблями противника (ПЛО/ПКР). Прототип итальянской версии вертолёта под обозначением PP6 впервые взлетел 26 апреля 1999 года.

4 октября того же года поднялся в воздух первый серийный вертолёт, который в итальянском флоте получил обозначение Mk.110. Итальянские машины отличаются от английских прежде всего использованием американских двигателей General Electric T700-GE-T6A1 мощностью 1300 кВт.

Итальянские вертолёты ПЛО имеют только два иллюминатора по левому борту в отличие от трёх на английских «Merlin». Итальянские AW101 ПЛО/ПКР служат в 1-й вертолётной группе, расположенной на аэродроме «Сарцана-Луни» около города Специя, и на ряде кораблей итальянского флота.

Они могут базироваться на авианосцах «Джузеппе Гарибальди» и «Конте-ди-Кавур», вертолетоносце «Витторио Венето», эсминцах типа «Луиджи-Дуранд ла-Пенне» и «Аудаче», фрегатах типа «Сан-Джорджио».

Итальянские вертолёты ПЛО/ПКР оснащены БРЭО с поисковой РЛС Eliradar APS-784, комплексом РЭБ/РПД, гидроакустической станцией Alenia AYK-204 и погружаемой ГАС L-3 Communications HELRAS.

Для уничтожения подводных лодок итальянский AW101 вооружён торпедой A244/S фирмы «Уайтхед Мотофайдес», а для надводных целей – противокорабельной ракетой MBDA Marte Mk 2/S. Первый пуск этого оружия с борта AW101 был проведён 1 июня 2004 года.

Начиная с 1997 года в Великобританию, Италию, Канаду, Португалию, Данию и Японию было поставлено более ста EH101/AW101 в военно-транспортном и многоцелевом вариантах. Вертолёты AW101 принимали активное участие в боевых действиях на Балканах в 2003 году, в Ираке и Афганистане.

Источник