Благодаря огромному экспортному успеху морских вариантов вертолёта «Westland «Lynx» появилось распространённое заблуждение, что все армейские версии этой модели были созданы на основе флотских машин, хотя в действительности эволюция этого выдающегося в истории британской авиации вертолёта «Lynx» была прямо противоположной.
После долгих лет неудач в самостоятельном проектировании, изучения и освоения американских конструкций («Уирлуинд», «Уэссекс», «Си Кинг») в конце 1960-х годов британская компания «Вестланд» наконец-то приступила к созданию собственного вертолёта, призванного заменить «Скаут/Уосп» (а впоследствии и «Уэссекс») в роли универсальной машины для армии и флота.
На сей раз британцы решили сотрудничать не с «Сикорским», а с французской вертолётостроительной фирмой «Аэроспасьяль».
Самый быстрый и верткий
Поначалу предполагалось, что новая машина поступит на вооружение армейской авиации и флотов обеих стран примерно в равных количествах. 21 марта 1971 года прототип впервые оторвался от земли.
Требования армии и флота были во многом схожи – обоим нужен был скоростной маневренный вертолёт, способный выполнять множество задач, включая такие сложные, как борьба с танками или огневая поддержка на поле боя.
При этом необходимо было иметь достаточно просторную кабину для перевозки 8-10 бойцов с вооружением, что сразу отрезало конструкторам любые пути в сторону уменьшения машины. Знаменитый «Rolls-Royce», сосредоточивший в своих руках к началу 1970-х всё британское авиадвигателестроение, сам находился в кризисе, и доводка Gem до необходимых значений мощности и надёжности затянулась надолго.
Однако терпение оправдалось: получившаяся машина обладала исключительными лётными качествами и была способна впервые в истории «крутить пилотаж».
В 1986 году на «Lynx» с доработанным двигателем (мощность увеличена на 40%) и специальными лопастями несущего винта был установлен мировой рекорд скорости для вертолётов (400,87 км/ч).
В результате лишь спустя 6 лет (12 февраля 1977 года) появился первый серийный вертолёт, предназначенный для британской армейской авиации и обозначенный «Lynx» AH.1 – армия сделал заказ на 113 машин. Параллельно, хотя и с некоторым отставанием из-за более сложного оборудования, шло развитие морского варианта.
Для палубной службы, особенно с учётом посадки на маленькие площадки небольших кораблей (фрегатов), которые ощутимо болтало во время шторма, вертолёты оснастили специальным оборудованием, помогающим «прилипнуть» к палубе в таких условиях.
Ну и, разумеется, флотские машины получили колёсное трёхстоечное шасси с большим ходом амортизаторов, складную хвостовую балку для хранения в ангаре и специальную защиту от морской соли, негативно влияющей как на сам вертолёт, так и на двигатель. В 1978 году вертолёты наконец-то начали поступать на вооружение.
Бесконечное совершенствование
Через несколько лет нашлись резервы для модернизации – более мощный двигатель, новая авионика и опыт эксплуатации первых моделей. Раньше всего, в марте 1982 года, появился новый противолодочный «Lynx» HAS.3. Немного позже настал черёд и армейской авиации, но тут изменений было больше.
Помимо усиления двигателей и трансмиссии, вертолёт получил новый рулевой винт – композитный, большего диаметра и с противоположным направлением вращения.
«Super Lynx» принимал участие в войне против Ирака (2003 год), где использовался в качестве ударного.
Наконец, третьим поколением заслуженной машины стали «Super Lynx», Боевая служба этих замечательных вертолётов практически ограничилась британскими армией и флотом. Самыми заметными операциями стали Фолклендская война и операция в Ираке в начале 1991 года.