Тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26 совершил первый полет в 1978 году. Вертолет предназначен для перевозки людей и различных грузов в грузовой кабине, а также для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.
Вертолет Ми-26 пришел на смену Ми-6, так как появились новые требования на грузоподъемность, грузовместимость, необходимость перевозки новой боевой техники. Анализ новых и перспективных образцов вооружения Сухопутных войск показал, что 80- 90 % грузов и боевой техники мотострелковой дивизии нужно перевозить вертолетами.
Ми-26 имеет восьмилопастной несущий и пятилопастной рулевой винты. На вертолете обеспечен высокий уровень весового совершенства агрегатов несущей системы. Лопасти несущего винта имеют стальной лонжерон, стеклопластиковый каркас и специальный бумажный заполнитель. Такая лопасть имеет массу 375 кг (Ми-6 — 705 кг).
Для защиты от эрозионного износа передних кромок лопастей впервые применены титановые противоабразивные оковки. С целью увеличения аэродинамических характеристик несущего винта на режиме висения сечение лопасти по ее радиусу имеет разный профиль. В корневых сечениях — NACA-230, в средних — МО (r = 0.5…0.9), в концевых — СВ (r > 0,9). Такая аэродинамическая компоновка лопасти позволила увеличить силу тяги несущего винта на режиме висения на 15 кН.
В конструкции втулки несущего винта использован титан ВТЗ-1, что позволяет снизить вес втулки по сравнению с Ми-6 на 15%. Тяжелая планетарная схема главного редуктора заменена 3-ступенчатой многопоточной схемой. В конструкции фюзеляжа использованы композиционный материал (специальный сплав, который на 26% легче традиционных алюминиевых сплавов) , оптимальное соотношение шага стрингеров и толщины обшивки, особая форма кабины, новая силовая схема крепления хвостовой балки.
Высокая экономичность вертолета достигнута путем его аэродинамического совершенства и установкой новейшего двигателя Д- 136, который по весовым характеристикам соответствует лучшим мировым образцам, а по удельному расходу топлива — не имеет себе равных в мире.
На Ми-26 увеличены топливные баки, встроенные в конструкцию. Объем их увеличен с 8600 л (Ми-6) до 11600 л (Ми-26), что позволяет увеличить дальность до 800 км. Для уменьшения сопротивления на вертолете установлено множество различных обтекателей, рассчитаны оптимальные обводы фюзеляжа, конструкторы отказались от крыла и подвесных топливных баков.
Увеличение разноса горизонтального шарнира (0,71 м) и вертикальной центровки (3,6 м) по сравнению с Ми-6 привело к значительному росту эффективности продольного и поперечного управления.
Для улучшения обтекания фюзеляжа вертолета на задней части капотов двигателей установлены аэродинамические гребни. Для обеспечения продольной устойчивости на концевой балке установлен неуправляемый стабилизатор, вынесенный из зоны влияния не сущего винта. Концевая балка вертолета выполнена в форме киля, площадью 11 квадратных метров. Киль разгружает рулевой винт при полете на 25…30%. На вертолете установлен трехканальный автопилот. Вертолет Ми-26 может нести на внешней подвеске груз массой 20000 кг. Количество перевозимых десантников — 82, а раненых на носилках — 60 человек.
Оборудование вертолета включает — навигационный комплекс для полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях включает комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М и авиагоризонт АГД-83-15, автоматические радиокомпасы АРК-19 и АРК-УД, радиотехническую систему ближней навигации «Веер-М», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, антенно-фидерную систему «Ромашка», радиовысотомер А-036.
В состав установленного на Ми-26 пилотажного комплекса ПКВ-26-1 входят четырехканальный автопилот ВУАП-1, система траекторного управления, система директорного управления, система гашения колебаний груза на внешней подвеске. Имеется метеорадиолокатор.
Радиосвязная аппаратура включает командные УКВ радиостанции Р-863 и Р-828, связаную КВ радиостанцию «Ядро-1Б», аварийную радиостанцию Р-861 и самолетное переговорное устройство СПУ-8. Установлены лебедка с тросом для подвески груза, бортовая телевизионная аппаратура БТУ-1Б с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством ВК-175 для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске.
Погрузо-разгрузочное оборудование включает задний грузовой трап с гидравлической системой уборки-выпуска, два тельфера грузоподъемностью по 2500 кгс и лебедку с усилием 500 кгс для перемещения грузов в кабине, пол с рольгангом. Установлена магнитная система регистрации полетных данных «Тестер-У3», аппаратура речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете.
Подвесная кабина управления Ми-26ТМ при операциях с подвесным грузом расположена в передней части фюзеляжа и обращена назад. Рассматривается вариант с кабиной, выдвигающейся из грузового отсека, обращенной назад и оснащенной электродистанционным управлением. На военно-транспортных вариантах размещены устройства выброса ЛТЦ, передатчики помех ИК устройствам, экраны для подавления ИК излучения.
Лётно-тактические данные
- Экипаж, чел. 5
- Диаметр главного винта, м 32
- Диаметр хвостового винта, м 7.61
- Длина, м 33.73
- Высота, м 8.15
- Масса пустого вертолета, кг 28200
- Масса нормальная, кг 49600
- Масса максимальная взлетная, кг 56000
- Кол-во двигателей 2
- Макс. скорость, км/ч 295
- Крейсерская скорость, км/ч 255
- Практическая дальность полета, км 2000
- Дальность действия, км 800
- Практический потолок, м 6500
- Статический потолок, м 1800
- Полезная нагрузка, кг 20000