Sikorsky H-53. Вертолёт для спецопераций и минный тральщик

Sikorsky H-53
27 Сен, 2014.

Подобно вертолёту MH-53 ВВС США, Н-53 вертолёт специального назначения с широким спектром возможностей, а СН-53, как и МН-53Е, представляет собой специализированный вертолёт-тральщик.

Два вертолёта CH-53C и восемь HH-53B/C американских ВВС были переделаны в особый поисково-спасательный вариант HH-53H.

Обновлённые машины получили инерциальную и допплеровскую навигационные системы, дисплеи с движущейся картой местности, инфракрасное обзорное оборудование и радиолокаторы, обеспечивающие полёт на малой высоте с огибанием рельефа местности. Эксплуатация этих вертолётов началась в 1967 году во Вьетнаме.

В 1986-м, когда в США началось возрождение сил спецопераций, круг задач был расширен в рамках программы «Constant Green», после чего обозначение машины изменилось на MH-53. MH-53 стал первым среди вертолётов серии H-53, оборудованным для полётов ночью и в сложных погодных условиях. Приборное оборудование его кабины полностью совместимо с приборами ночного видения.

Впоследствии MH-53H и несколько машин модификаций CH-53C, HH-53B и HH-53C модернизировали в вариант MH-53J. Отчасти появление новой модификации было вызвано неудачными действиями вертолётов RH-53D во время проведения провальной операции «Eagle Claw» по освобождению американских заложников в Иране.

С другой стороны, ВВС не в полной мере удовлетворяли возможности вертолётов HH-53H. Вертолёт MH-53J Pave Low III оптимизирован для выполнения заданий, характерных для спецназа. Он оснащён цифровым электронным оборудованием, усиленным редуктором, газотурбинными двигателями T64-GE-415 (по 4380 л.с. каждый) и бронированием массой 454 кг.

Максимальная взлётная масса вертолёта возросла до 22 680 кг. Первая такая машина передана подразделению, дислоцированному в Халберт-Филд, штат Флорида, в 1988 году.

MH-53 в боях

Вертолёты MH-53H и MH-53J 1-го авиакрыла специального назначения ВВС США приняли участие в операции «Just Cause» — вторжении американских войск в Панаму. В марте 1990 года, эти вертолёты передали в состав вновь созданного командования сил спецопераций ВВС США.

В ходе операции «Буря в пустыне» MH-53J сопровождали армейские боевые вертолёты AH-64A Apache (не имеющие столь совершенного навигационного оборудования) в ходе первого рейда на радиолокаторы системы ПВО Ирака. В дальнейшем они занимались поиском и спасением сбитых лётчиков, а также обеспечивали действия американского и британского спецназа.

вертолёты Pave Low из 20-й экспедиционной эскадрильи в Ираке

Свой последний боевой вылет вертолёты Pave Low из 20-й экспедиционной эскадрильи спецопераций совершили в Ираке 27 сентября 2008 года. Ночной снимок сделан вскоре после их взлёта.

В 2002 году 25 из 38 находившихся на вооружении вертолётов MH-53J прошли модернизацию в вариант MH-53M Pave Low IV. На них установили интерактивную электронную систему обороны и новое целевое оборудование фирмы «Lockheed Martin», которое обеспечивает экипаж информацией о тактической обстановке за счёт обмена данными по цифровому каналу связи с другими «пользователями» и отображает эти данные на электронной карте.

Вертолёты сил спецопераций интенсивно используются в Ираке и Афганистане, но в сентябре 2008 года было принято решение об их замене на конвертопланы фирмы «Bell Boeing» MV-22 Osprey.

Путь к «Дракону»

Вертолёт-тральщик Sikorsky MH-53E Sea Dragon появился в результате объединения планера и двигателей вертолёта CH-53E с минно-тральным оборудованием вертолёта RH-53D. За счёт более мощной силовой установки MH-53E значительно превосходит RH-53D по своей эффективности, особенно если трал приходится буксировать при сильном волнении моря.

Вертолёт также оснащён более совершенным бортовым электронным оборудованием и может эксплуатироваться в тёмное время суток.

вертолёты MH-53

В ВМС США вертолёты MH-53 пришли на смену винтокрылым тральщикам RH-53D. Крупные зеркала заднего вида позволяют пилотам наблюдать за буксируемым минным тралом.

Разработка MH-53E началась в 1980 году, а прототип впервые поднялся в воздух годом позже. Внешне похожий на CH-53E, вертолёт MH-53E имеет более развитые спонсоны, в которых расположены топливные баки увеличенной ёмкости (12 113 л).

За счёт большего запаса топлива вертолёт способен буксировать трал в течение четырёх часов. Подобно более ранним вертолётам-тральщикам RH-53D, MH-53E способен тралить мины с механическими, акустическими и магнитными взрывателями.

Источник