Способный нести внушительный арсенал вооружения класса «воздух-поверхность», Ми-24 может быстро доставить его к переднему краю прямо над головами своих собственных войск.
Использование же самых современных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) делает этот вертолёт грозным противником на поле боя.
Вертолёт Ми-24, который свои экипажи называют «Горбатым» и «Крокодилом», а африканские душманы – «Чёртовой колесницей», является, вероятно, одним из самых известных боевых вертолётов в мире и, несомненно, самым широко используемым. Но следует отметить, что по своей концепции он значительно отличается от своих западных конкурентов.
Способность Ми-24 (по классификации НАТО – «Hind») нести большой набор наступательного вооружения и наличие кабины для перевозки десанта долгое время вводили в заблуждение западных аналитиков.
Некоторые из них сначала полагали, что вертолёт может летать на непосредственную поддержку войск и борьбу с танками, имея на борту взвод пехоты с полным вооружением или, что более важно, после высадки оказывать им огневую поддержку. На деле, взлётная масса Ми-24 ограничивалась недостаточной мощностью двигателя, и он мог нести или вооружение, или десант, но не всё одновременно.
При использовании в качестве десантного Ми-24 мог нести ограниченный набор вооружения и использовать его для подавления сопротивления в зоне высадки, хотя от такой тактики на Западе отказались на заключительном этапе войны во Вьетнаме.
Более важным является то, что безотносительно решаемых задач вертолёт всегда сохраняет своё пушечное и пулемётное вооружение, обеспечивающее хорошие возможности самозащиты.
Грузовая кабина
Хотя Ми-24 имеет грузовую кабину, способную вместить восемь человек, он редко используется в роли транспортного. В российской армии эти задачи возложены на Ми-8, прикрытием которых обычно и заняты Ми-24.
Высокая скорость, маневренность и способность к полётам на предельно малой высоте, характерные для Ми-24, делают выгодным его использование в качестве транспортного при высадке групп спецназа или полётах к линии фронта. Но обычно грузовая кабина Ми-24 используется для перевозки вещей экипажа и запасных частей при передислокациях и остаётся пустой во время боевых операций.
Кроме того, если вертолёт ведущего подбит и совершил вынужденную посадку, пилот ведомого Ми-24 может приземлиться рядом и без проблем забрать экипаж пострадавшей машины. Эта возможность неоднократно использовалась советскими вертолётчиками в Афганистане.
Польский Ми-24Д патрулирует над Диванией, Ирак, январь 2008 года. Несмотря на свой возраст Ми-24 остаётся надёжным и универсальным средством поддержки сухопутных войск.
Хотя грузовая кабина Ми-24 редко используется для перевозки десанта, она хорошо оборудована для этих целей. Открывающиеся окна оснащены шкворневыми установками, позволяющими десантникам вести огонь из личного оружия (АК-47/74 или АКМС).
Поэтому Ми-24 может дать достойный отпор ничего не подозревающему противнику из встроенных пушек и личного оружия, находящегося на борту десанта.
Последние модели вертолёта могут нести ракеты «Игла» класса «воздух-воздух», как представлено на снимке. На внутренних пилонах вертолёт несёт блоки НУРС Б-8В-20. Каждый блок вмещает 20 80-мм неуправляемых ракет С-8, являющихся эффективным средством борьбы с легкобронированными целями.
Основной боевой задачей Ми-24 является непосредственная поддержка войск и штурмовые удары. Тем не менее он хорошо приспособлен для борьбы с бронетехникой, хотя и не в такой степени, как специализированные западные вертолёты AH-64 или TOW Lynx.
В этом заключается его основное отличие от западных машин, основным противником которых считается бронетехника (а главным оружием являются ракеты), а остальные цели рассматриваются в качестве второстепенных.
Большинство российских (ранее советских) концепций боевого использования Ми-24 предусматривают прикрытие операций наземных сил и быстрое реагирование на возникающие угрозы, а не охоту за танками. Поэтому Ми-24 способен нести широкий спектр вооружения для борьбы с целями различных типов – четыре противотанковых управляемых ракеты (ПТУР), неуправляемые ракеты, бомбы, кассетные боеприпасы и контейнеры с гранатомётами или пушками.
Специальные разведчики
Любой рассказ о задачах, решаемых Ми-24, будет неполным без упоминания о двух специализированных вариантах этой машины. Ми-24РХР, получивший в НАТО обозначение «Hind-G1», предназначен для ведения радиационной, химической и биологической разведки. Он оснащён приборами для взятия проб воздуха и грунта, экспресс-анализ которых можно провести прямо на борту.
Машина также имеет специальное устройство для установки флажков-маркеров под хвостовой опорой. В советское время в каждом вертолётном полку имелось шесть Ми-24РХР, что являлось отражением советской доктрины ведения боевых действий в условиях заражения местности вероятным противником.
Появившаяся ещё на первых вариантах вертолёта носовая дистанционно управляемая стрелковая установка сохранилась на большинстве последующих модификаций. На подвижной установке УСПУ-24 установлен четырёхствольный 12.7-мм пулемёт ЯкБ-12.7.
Вторым разведывательным вариантом Ми-24 является Ми-24К, предназначенный, прежде всего, для корректировки артиллерийского и ракетного огня на поле боя, а также для ведения разведки и фотографирования местности.
В грузовой кабине Ми-24К установлена массивная камера А87Р с фокусным расстоянием 1300 мм и разведывательно-корректировочный комплекс «Рута».
Существуют также варианты Ми-24, предназначенные для разминирования и даже для экологического мониторинга, но подавляющее большинство из построенных 2000 (как предполагается) вертолётов предназначено для решения ударных задач.
Источник