
В семидесятые годы как в СССР, так и в странах Запада, бурно развивались средства массового поражения. Особенно интенсивно создавались тактические средства широкого спектра действия. Мир готовился к глобальной войне.
Обширные запасы химического и ядерного оружия, опасность возникновения локальных конфликтов с использованием противником всех средств поражения наталкивали на необходимость создания эффективных технических средств радиохимической разведки.
Кроме различных малогабаритных и достаточно легких приборов и устройств, способных с невысокой точностью проводить разведку радиационной и химической обстановки на неболыиих участках местности, были созданы высокоточные комплексы, которые представляли собой значительный по объему и весу набор электронных блоков.
Такие комплексы уже невозможно было носить в руках, и их стали устанавливать на бронетранспортеры, командирские машины и т.п. Таким образом, создавались специализированные машины разведки.
С целью повышения оперативности разведки и независимости ее от дорожных условий, наличия переправ, мостов и т.п., а также для ведения ее в труднодоступных и изолированных районах было принято решение установить комплекс радиохимической разведки на вертолет. В качестве прототипа был взят боевой вертолет Ми-24Д(В).
В грузовой кабине располагалась аппаратура комплекса разведки, а устройства забора проб грунта («лапы») располагались на крайних пилонах крыла. Часть средств разведки могла располагаться в специальном подвесном контейнере.
Этот вариант вертолета получил обозначение Ми-24ХР (изделие 243). Вертолеты Ми-24ХР(Р) предназначены для ведения оперативной радиохимической разведки зараженных районов, для обозначения их границ на местности и на картах. Разведка проводится, в основном, в интересах сухопутных войск.
Вертолеты этого типа в количестве 1-2 машин входят в состав вертолетных полков, либо отдельных смешанных авиаполков и эскадрилий, которые во времена СССР придавались воздушным и сухопутным армиям.
С точки зрения своего прямого назначения вертолет Ми-24ХР является достаточно удобным средством разведки. Существует, однако, специфический недостаток данной системы разведки. Зависнув у земли, либо совершив посадку, вертолет отбрасывает несущим винтом поток воздуха, и поднимает с земли пыль, которая, смешивается с воздушными массами. Это может приводить к погрешности в оценке степени заражения местности.
Бесспорным достоинством вертолета Ми-24ХР при работе в зараженных зонах является герметичная кабина экипажа. Как это не драматично, но на сегодняшний день это один из самых «занятых» вертолетов. Ми-24РХР(Р) проводят разведку зон заражения, вызванных аварией на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, вертолет стал ветераном боевого применения в мирное время. Поскольку вертолет создан на базе Ми-24Д(В), то несет в себе все особенности конструкции своих «родителей».
Ми-24ХР имеет относительно большой запас мощности, что позволяет существенно улучшить маневренность (повысить скороподъемность, уменьшить время разгона, радиус и время выполнения виража); значительно улучшить характеристики висения (увеличить высоту висения над землей при высоких температурах воздуха, когда он более разряжен); достичь более высокой скорости полета.
Убирающееся трехопорное шасси, имеющиеся на вертолете, позволило уменьшить лобовое сопротивление. Особенностью конструкции вертолета является наклон на 2 град. 30 мин, влево носовой части фюзеляжа, пола грузовой кабины относительно вала несущего винта и хвостовой части фюзеляжа. Это позволяет на больших скоростях полета и на висении улучшить условия пилотирования вертолета.
В целях разгрузки несущего винта на больших скоростях полета на Ми-24ХР установлено крыло площадью 6,75 кв.м (с учетом подфюзеляжной части), имеющее угол установки относительно строительной горизонтали фюзеляжа плюс 19 град. Величина угла установки крыла выбрана для обеспечения разгрузки несущего винта и получения достаточной подъемной силы при больших отрицательных углах тангажа (когда вертолет набирает скорость, опустив нос).
Для улучшения характеристик динамической устойчивости по крену крыло имеет обратное поперечное «V» с утлом минус 12 град. Это позволяет легче управлять вертолетом по крену, что упрощает пилотирование. На вертолете установлен рулевой винт обратного направления вращения по сравнению с другими вертолетами, производившимися в СССР. Винт располагается слева по полету относительно киля.
Изменения направления вращения рулевого винта вертолета улучшило характеристики рулевой управляемости вертолета на режиме висения у земли при наличии ветра справа. Для улучшения рулевой устойчивости применен киль с относительно большой площадью (2,8 кв.м).
Киль имеет несимметричный профиль с кривизной, направленной выпуклостью влево, и установлен под углом б град. влево относительно вертикальной продольной плоскости, проходящей через строительную горизонталь фюзеляжа. В нижней части киля установлен управляемый стабилизатор. Положение его зависит от величины общего шага несущего винта.
В зависимости от запаса мощности двигателей, размеров площадок, препятствий в направлении взлета и атмосферных условий взлет и посадка Ми-24ХР могут осуществляться в разных режимах.
Взлет может производиться по-вертолетному с разгоном в зоне влияния земли (до высоты 15 м); по-вертолетному вне зоны влияния земли (выше 15 м); по-самолетному с разбегом на трех опорах шасси; по-самолетному с разбегом на носовом колесе.
Возможны следующие виды посадок: посадка по вертолетному при зависании в зоне влияния земли; посадка по вертолетному при зависании вне зоны влияния земли; посадка по самолетному (с пробегом); посадка с одним работающим двигателем (в учебных целях).
На вертолете разрешается выполнять пилотаж вне облаков при горизонтальной видимости не менее 2000 м и полетных весах 11500 кг и менее. Разрешается выполнять правильные и форсированные виражи и развороты, восьмерки, змейки, спирали, пикирование, горки, боевые развороты, развороты на горке, повороты на горке. При пилотаже на высотах от 50 до 500 м при скоростях 100-250 км/ч допускаются виражи с креном до 40-50″. С увеличением высоты максимально допустимые углы крена уменьшаются.
Фюзеляж вертолета состоит из носовой, центральной части и хвостовой балки. На нижней поверхности хвостовой балки располагаются проблесковый огонь, антенны доплеровского измерителя скорости и угла сноса, антенна радиосвязной станции, антенны радиовысотомера. Крыло состоит из правой и левой консолей длиной 2355 мм каждая.
Консоль в плане имеет трапециевидную ( форму со стреловидностью 8 град. 50 мин. по передней кромке. На каждой консоли установлены по два блочных ‘ держателя. На концах крыла установлены пилоны, имеющие симметричный профиль. Они предназначены для улучшения поперечной устойчивости и подвески «лап». На левом пилоне в отличие от Ми-24В фотоконтрольный прибор не устанавливался.
Носовая часть Ми-24ХР совместно с грузовой кабиной образует герметичный отсек, в котором создается избыточное давление воздуха. В носовой части расположены кабины экипажа. В передней кабине размещается рабочее место оператора, в задней — летчика. В центральной части фюзеляжа располагается грузовая кабина длиной 2605 мм, максимальной шириной 1540 мм и высотой 1200 м.
Здесь располагается место борттехника и оператора комплекса разведки. В отдельных случаях эти должности может выполнять один человек. Экипаж вертолета выполняет полеты с надетым спасательным парашютом С-4Б или С-4У и в защитных шлемах ЗШ-3 или ЗШ-5.
На обоих бортах фюзеляжа имеются проемы под двухстворчатые двери с шириной 1180мм и высотой 1045 мм по правому борту и 1116 мм по левому борту. Нижние створки в открытом положении служат входными трапами. В верхних створках дверей и по бортам имеются окна с открывающимися внутрь кабины форточками.
В правой двери вместо двух окон установлен прямоугольный блистер. Вместо положенных сидений для 8 десантников в грузовой кабине Ми-24ХР установлено оборудование комплекса разведки.
Хвостовая балка имеет овальное сечение и длину 4490 мм. Сверху фюзеляжа установлен капот, закрывающий двигатели ТВЗ-117, главный редуктор, вентилятор, гидроблоки и энергоузел с вспомогательной силовой установкой АИ-9В.
Капот выполнен таким образом, что позволяет во внеаэродромных условиях обслуживать все установки и агрегаты, расположенные снаружи и на потолке фюзеляжа без применения стремянок. Для этого на крышках капота имеются специальные площадки, на которых при открытых крышках может находиться обслуживающий персонал.
Лётно-тактические данные Ми-24ХР
- Экипаж, чел. 4
- Диаметр главного винта, м 17.3
- Диаметр хвостового винта, м 1.5
- Длина, м 21.35
- Высота, м 3.9
- Масса пустого вертолета, кг 8200
- Масса нормальная, кг 11200
- Масса максимальная взлетная, кг 12000
- Кол-во двигателей 2
- Макс. скорость, км/ч 335
- Крейсерская скорость, км/ч 270
- Практическая дальность полета, км 1000
- Дальность действия, км 224
- Практический потолок, м 4500
- Статический потолок, м 1500
- Полезная нагрузка, кг 2000
Отправить ответ