Boeing 737: История эксплуатации

Boeing 737
12 Фев, 2017.

Boeing 737 стал в 1970-1980-е годы очень популярным авиаперевозчиком.

За всё время эксплуатации базовый вариант самолёта претерпел минимальные изменения Boeing 737 эксплуатируется многими авиакомпаниями и по сей день. Совершенствование самолёта велось в части улучшения силовой установки, а конструкция планера не менялась.

19 февраля 1965 года авиакомпания «Lufthansa» подключилась к программе Boeing 737, разместив заказ на 21 самолёт 737-100. «Lufthansa» станет крупнейшим покупателем модели 737-100, которую «Boeing» сочла неудачной из-за небольшого полезного объёма фюзеляжа и плохих экономических показателей.

Первый 737-100 (N737000) поднялся в воздух 9 апреля 1967 года, а 15 декабря был получен сертификат FAA. 28 декабря лайнер передали «Lufthansa», и 10 февраля 1968 года началась его эксплуатация на регулярных линиях из Франкфурта.

В августе 1967 года «Lufthansa» заказала ещё три самолёта, но поставлен был лишь один. Покупателями 737-100 стали также колумбийская «Avianca» (два самолёта, январь 1967 года) и «Malaysia-Singapore Airlines» (MSA) (пять, май 1967 года). Заказ на два самолёта от авиакомпании «Mexicana» был аннулирован.

Последний из 30 построенных 737-100 был передан компании MSA 31 октября 1969 года. Большинство из этих самолётов эксплуатировались и в 1990-х годах, сменив за время своей карьеры по несколько авиакомпаний.

В конце 1998 года семь 737-130 (последние машины этого типа), изначально поставленных компании «Lufthansa», продолжала эксплуатировать «Continental Airlines», но к началу 2000-х годов их полёты прекратили. Самый первый построенный 737-100 в 1973 году купили NASA (N515NA) и эксплуатировали его до сентября 1997 года, когда лайнер передали в Музей авиации в Сиэтле.

Вскоре после старта программы Boeing 737, портфель заказов составлял уже 86 самолётов, главным образом на 737-200. Первый 737-200 (737-222) был построен для «United Airlines» и поднялся в воздух 8 августа 1967 года.

Сертификат лётной пригодности FAA получен 21 декабря 1967 года, через неделю после сертификации 737-100. Эксплуатация первого 737-200 началась 24 апреля 1968 года.

Самолёт N9001U компания «United» использовала до 1996 года. Первым европейским покупателем 737-200 стала норвежская «SAFE», 31 декабря 1968 года получившая 737-205. В марте 1969 года 737-200 получила ирландская «Aer Lingus».

Экипаж из трёх человек

Изначально 737 не попадал под требование авиационного профсоюза США о лётном экипаже из трёх человек. Ограничение профсоюза отрицательно сказалось на продажах 737 на рынке США, а в Европе «Boeing» уступила «Douglas» с DC-9. В начале 1970-х годов «Boeing» из-за огромных расходов на программу 747 оказалась на грани банкротства.

Да и с другими моделями дела шли неважно, например, в 1972 году продали всего 14 Boeing 737. До конца 1970-х годов продажи составляли 40 авиалайнеров в год. Но в 1978 году появилась надежда на увеличение объёмов продаж в связи с рядом решений правительства США о дерегуляции внутреннего рынка авиауслуг, что упростило возможность регистрации и существования небольших авиакомпаний, для которых идеальным самолётом оказался 737-й.

В 1978 году фирма получила заказы на 145 Boeing 737 от авиакомпаний «USAir», «South-west», «Frontier», «British Airways» и «Lufthansa», принявших решение о замене своих среднемагистральных лайнеров на 737-200. Вскоре 737-й стал самым продаваемым лайнером в истории авиации.

До появления 737-200 Advanced были построены 249 самолётов базовой модели 737-200. Модель Advanced пошла с 280-го номера, а первую машину, 737-281, в мае 1971 года получила «All Nippon Airways».

До 1984 года, когда в конструкцию планера для снижения массы ввели большое количество элементов из композитов, 737-200 оставался практически неизменным. Последний 737-200 в декабре 1987 года заказала китайская государственная авиакомпания СААС, заказчик получил самолёт 2 августа 1988 года (737-25С, позже в «Xiamen Airlines» получил регистрацию В-2524).

В общей сложности построено 865 самолётов 737-200 Advanced, а всего самолётов 737 с двигателями JT8D выпустили 1144 единицы. Серийное производство продолжилось с двигателями нового поколения CFM56, в результате 737 побил рекорд продаж, установленный самолётом Boeing 727 – к июню 1987 года были построены 1832 Boeing 737.

Четвёртый 737-130, заказанный «Lufthansa»

Четвёртый 737-130, заказанный «Lufthansa», сфотографирован во время испытательного полёта незадолго до передачи заказчику. За 737-100 немецкий авиаперевозчик заказал самолёты 737-200, -300, -400 и -500.

В начале 2007 года в мире летало около 550 самолётов 737-200, однако из-за глобального экономического кризиса значительную часть парка поставили на прикол.

На рынке подержанной авиатехники самолёты данного типа всё ещё можно купить, хотя большинство 737 ранней постройки просто списали или разобрали на запчасти. Низкая закупочная и небольшая эксплуатационная стоимости самолёта делают его привлекательным для невзыскательных заказчиков, но препятствием являются двигатели JT8D с высокими шумностью и удельным расходом топлива.

На большинстве сохранившихся в эксплуатации 737-200 установили шумоподавляющие устройства на мотогондолы, после чего самолёты стали соответствовать требованиям по шуму части 2 главы 2. «AvAero» и «Nordam» разработали специальные шумоподавляющие комплекты для JT8D, несколько таких машин уже эксплуатируются.

Предлагались варианты установки двигателей Rolls-Royce Tay, CFM56 или IAE V2500, но авиакомпании данные проекты не поддержали. В «AvAero» и «Quiet Wing» проектировались варианты с улучшенными экономическими показателями, оба проекта отличались крылом с улучшенной аэродинамикой.

В 1991 и 1994 годах несколько катастроф вызвали шок среди эксплуатантов 737-го. На всех летавших самолётах доработкам подверглись приводы рулей направления. Большое количество эксплуатируемых ныне самолётов 737-200 переоборудованы для грузовых перевозок; такие машины наиболее востребованы в странах Африки и Южной Америки.

Источник