S-76D, последний вариант вертолёта S-76, ещё куда значительно больше расширил возможности базовой машины.
Довольно крупные заказы были получены от двух зарубежных стран.
Между тем небольшое число более ранних вариантов модели S-76 продолжало нести службу в вооружённых силах и правительственных организациях нескольких стран.
В 2005 году после успеха варианта S-76C++ компания «Sikorsky» объявила о разработке последнего гражданского варианта S-76D.
Он отличался цельнокомпозитными, устойчивыми к трещинам лопастями несущего винта, новым малошумным рулевым винтом, новейшей системой интегрированной авионики THALES TopDeck с автопилотом и ЖК-дисплеями, системой мониторинга технического состояния (health and usage monitoring system, HUMS) и активной системой подавления вибраций.
По требованию заказчика может устанавливаться противооблединительная система несущего и рулевых винтов, обеспечивающая всепогодную эксплуатацию вертолёта в условиях низких температур.
Новый S-76D сохранил максимальную взлётную массу варианта S-76C++ — 5307 кг, но полезная нагрузка возросла на 454 кг. Мощность силовой установки была увеличена за счёт использования двигателей Pratt & Whitney Canada PW210S по 1050 э.л.с. (783 кВт) каждый.
Первый из трёх прототипов поднялся в воздух 7 февраля 2009 года. С тех пор шёл процесс сертификации вертолёта и его двигателей американской FAA и Министерством транспорта Канады (сертификат выдан 14 октября 2011 года). Завершение сертификации машины было запланировано на 2012 год, к концу которого должны были начаться первые поставки заказчикам.
ВВС Испании приобрели восемь S-76C, оснащённых подъёмными лебёдками для поисково-спасательных операций. Вертолёты получили местное обозначение HE.24 и эксплуатируются подразделением Escuadron 781 на юге Испании.
Среди первых государственных операторов должно быть Министерство внутренних дел Саудовской Аравии, подписавшее в июле 2010 года контракт на покупку 12 S-76D и опцион ещё на восемь вертолётов.
В феврале 2012 года «Sikorsky» и «Mitsubishi Corporation» объявили о заключении контракта с береговой охраной Японии (JCG) на поставку четырёх S-76D. Они закуплены для замены нескольких вертолётов JCG, пострадавших от цунами в 2011 году.
Японская береговая охрана уже эксплуатирует предыдущие варианты S-76, включая S-76C, S-76C+ и S-76C++.
S-76, создававшийся как гражданская машина, купался военными в ограниченных количествах. «Sikorsky» предлагала несколько специализированных вариантов, ни один из них не строился крупной серией. S-76A Utility отличался от гражданского S-76A сдвижными дверями кабины, сдвоенным управлением и усиленным полом для перевозки грузов.
Вооружённые S-76
H-76 являлся специальным многоцелевым вооружённым армейским вариантом. Первый полёт он совершил в феврале 1985 года, проходил испытания в Армии США, но заказа так и не последовало. В середине 1980-х годов ВВС Филиппин получили 12 вооружённых транспортных вертолётов AUH-76, созданных на базе гражданского S-76 Mk II.
Часть AUH-76 была оснащена HAP и пулемётами для противоповстанческих операций. Эти машины принимали участие в боевых действиях против сепаратистов на всех трёх основных островах архипелага (Минданао, Висайа и севере Лусона). Остальные вертолёты решали транспортные, санитарные и спасательные задачи. Эксплуатация этих машин продолжается и в настоящее время.
Был также предложен морской вариант S-76N с антикоррозийным покрытием конструкции, системой HUMS, усиленным шасси, системой швартовки, складываемыми вручную лопастями винта и возможностью дозаправки на режиме висения.
В производство машина не пошла, но шесть оморяченных S-76B были проданы Королевским ВМС Таиланда. Поставленные с 1996 года, они используются для патрулирования, перевозки персонала с кораблей на берег и поисково-спасательных операций.
Поисково-спасательными операциями в интересах ВВС Австралии занимается гражданская фирма CHC, взявшая в лизинг шесть S-76A. Вертолёты, четыре из которых ранее принадлежали Иордании, несут гражданские регистрационные номера.
Крупнейшим покупателем военных S-76 были ВВС Иордании, получившие в начале 1980-х годов 14 S-76A. Четыре использовались в качестве санитарных, два – для перевозки VIP-пассажиров, а остальные – как транспортные и поисково-спасательные. После снятия с вооружения иорданские S-76 были распределены между ВС других стран, включая Ирак (два) и Гватемалу (три, после переданные гражданским).
Ещё одним бывшим оператором S-76 являются Вспомогательные ВВС Гонконга. В настоящее время крупнейшим военным оператором являются ВВС Испании. Береговая охрана Галисии располагает парой S-76C+. Другие военные операторы используют единичные вертолёты для перевозки VIP-персон. Это ВВС Аргентины и Джибути, а также МВД Сербии.
Экспериментальные варианты S-76
Отличная управляемость S-76 позволила использовать его в качестве летающей лаборатории в ряде военных программ. Вертолёт преимущественно задействован в отработке различных концепций в рамках программы LHX (Light Helicopter Experimental) Армии США, которая в конечном итоге привела к созданию разведывательно-ударного вертолёта Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche.
Многоцелевой H-76 предлагался в качестве вертолёта для борьбы с танками. Установленные на нём противотанковые ракеты TOW наводились с помощью надвтулочного прицела.
Первым из опытных вертолётов в 1984 году взлетел Sikorsky S-75, созданный в качестве демонстратора в рамках программы «Advanced Composite Airframe Program». Его особенностью был целиком выполненный из композитов планер, сохранивший силовую установку, трансмиссию и винты от S-76.
Для изучения рабочих нагрузок на пилота вертолёта LHX компания «Sikorsky» доработала S-76 в вариант SHADOW – Sikorsky Helicopter Advance Demonstrator of Operators Workload. Эти исследования проводились в рамках программы RTI («Rotorcraft Technology Integration») армии США.
S-76 SHADOW получил новую одноместную кабину пилота в носовой части. Изучались возможности взаимодействия пилота с оборудованием кабины, включая органы управления и различные дисплеи. Вертолёт совершил первый полёт 24 июня 1985 года.
Выяснилось, что пилотирование одноместного вертолёта LHX является небезопасным. В результате для RAH-66 была выбрана двуместная компоновка. В июне 1990 года на S-76 испытывался рулевой винт Boeing Sikorsky Fantail для RAH-66 Comanche, показавший отличные характеристики.
Источник