Джозеф Джейкоб Фосс. Ас из морской пехоты

Ас из морской пехоты
12 Фев, 2017.

В годы войны из авиации американской пехоты вышло много хороших пилотов, но самым знаменитым асом, без всяких сомнений, стал «Джо» Фосс.

Он первым побил рекорд Эдди Рикенбекера и стал одним из немногих лётчиков Корпуса морской пехоты США, удостоенных Медали Почёта – высшей военной награды Америки.

Джозеф Фосс родился 17 апреля 1905 года на ферме около города Су-Фолс, штат Южная Дакота. В молодости Фосс увлекался спортом, но после того, как 12-летний Джозеф увидел воздушные пируэты Чарльза Линдберга, у него появилась мечта – стать авиатором.

Учёбу в Университете Южной Дакоты ему пришлось оставить: в 1933 году умер отец, и ферма почти разорилась – пришлось много работать. Однако он всё же закончил обучение, получив в 1940 году степень по администрированию. Ещё в годы обучения Фосс получил навыки пилотирования самолёта и стал одним из организаторов на базе университета курсов летней подготовки для студентов.

Сразу после выпуска он записался лётчиком-курсантом в Резерв КМП США, окончил морскую лётную школу и в 1941 году получил первое офицерское звание и «крылышки» пилота.

Вступление Америки в войну он встретил инструктором лётной подготовки, затем служил в эскадрилье фоторазведчиков, а в июне-июле прошёл переучивание на истребитель Wildcat. В октябре Фосс, уже капитан и заместитель командира 121-й истребительной эскадрильи авиации КМП, прибыл на авиабазу Хендерсон-Филд (Гуадалканал).

Джозеф Джейкоб Фосс

Джозеф Джейкоб Фосс

Союзники тогда пытались остановить рвущихся к Австралии японцев, американские лётчики на Grumman F4F Wildcat с трудом сдерживали натиск японских лётчиков, летавших на Mitsubishi A6M «Zero».

На Гуадалканале эскадрилья в основном решала задачу перехвата японских бомбардировщиков, но часто привлекалась и к штурмовке наземных целей. В течение 9-18 октября Фосс лично сбил пять самолётов противника, став, таким образом, полноправным асом, а за следующий месяц сбил ещё 18 самолётов, причём 25 октября он одержал сразу пять побед – невиданный до того момента успех для авиации морской пехоты.

4 ноября, сбив очередные четыре японских самолёта, из которых ему засчитали, правда, только два, Фосс возвращался на аэродром, но не дотянул из-за повреждённого двигателя – его машина упала в 8 км от острова Малаита, недалеко от Гуадалканала.

Пилот, удачно избежав встречи с акулами, доплыл до острова и вскоре его подобрали спасатели. Прибыв на авиабазу Хендерсон-Филд, 10 ноября он получил из рук Уильяма Хэлси, командующего силами союзников в южной части Тихого океана, свою первую награду – крест «За заслуги».

Фосс с товарищами по 121-й эскадрилье

Фосс (в центре) с товарищами по 121-й эскадрилье. Слева от него – вторые лейтенанты Р. Хаберман (6 побед) и К. Дойл (5 побед), а справа – первый лейтенант У. Маронтэйт (13 побед) и второй лейтенант Р. Раддел (3 победы). Дойл и Маронтэйт позже погибли.

Переболев малярией, 1 января 1943 года Фосс вернулся на Гуадалканал и 15 января сбил три японских самолёта, доведя количество побед до 26 и став первым американским пилотом, превзошедшим лучшего американского аса Первой мировой войны Эдди Рикенбекера (24.33 засчитанные победы).

Как лучшего из лучших капитана Фосса отправили в Соединённые Штаты для участия в рекламном турне, предназначенном для агитации населения и сбора средств на войну. Фосс выступил на радио, посетил завод «Grumman» на Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) и неоднократно выступал в Военно-морской академии и на военных базах.

18 мая 1943 года президент Франклин Д. Рузвельт вручил асу Медаль Почёта, которая являлась высшей боевой наградой Америки. 7 июня его портрет был помещён на обложке авторитетного журнала «Life».

На фронт, в южную часть Тихого океана, Джозеф Фосс вновь прибыл уже в качестве командира 115-й истребительной эскадрильи авиации КМП США, но активного участия в боях не принимал, и его личный счёт так и остался на отметке 26.

После войны Фосс вернулся в родную Южную Дакоту, где занялся бизнесом и принял участие в создании авиации национальной гвардии Южной Дакоты, в которой служил командиром 175-й эскадрильи, а с началом корейской войны в звании полковника был призван на службу в ВВС США. Впоследствии в авиации Национальной гвардии штата Фосс получил звание бригадного генерала.

Один из F4F из «Cactus Air France»

Один из F4F из «Cactus Air France» того периода, когда Фосс был заместителем командира 121-й эскадрильи. На данной машине нет обозначений подразделения или персонального кода пилота.

Дважды Фосс избирался в палату представителей штата, а в 1955-1959 годах был его губернатором. После этого он занимал руководящие посты в Американской футбольной лиге, в 1964-1974 годах вёл два спортивных телешоу, шесть лет работал директором по связям с общественностью авиакомпании KLM, а в 1988-1990 годах занимал пост президента Национальной стрелковой ассоциации Америки.

Фосс умер 1 января 2003 года от аневризмы сосудов головного мозга.

Источник