Наряду с МиГ-АТ/УТС этот самолет признан лучшим на конкурсе, проводившимся ВВС России на создание нового учебно-тренировочного самолета. На раннем этапе работы по этой теме специалисты ОКБ им. Яковлева разработали концепцию обучения летного состава, которая легла в основу определения облика учебно-тренировочного комплекса.
Согласно этой концепции, процесс обучения курсантов охватывает все этапы, начиная с поступления в летное училище: начальную, базовую, продвинутую и специальную подготовку пилота с минимальным после выпуска из училища временем адаптации к боевому самолету.
Предусматривается, что практически вся подготовка (за исключением первоначальной) будет проводиться на однотипном парке самолетов Як-130. Самолет производится международным концерном состоящим из ОКБ им. Яковлева, производственным объединением «Сокол», итальянской фирмой Aermacchi SpA и словацкой фирмой Povazske Strojarne L.M., принимавшей участие в разработке двигателей. Самолеты которые производит итальянская сторона имеют обозначение AEM-130.
Новый учебно-тренировочный самолет представляет собой двухместный двухдвигательный среднеплан с трехстоечным шасси. Его аэродинамическая компоновка, высокомеханизированное крыло с развитыми наплывами, цельноповоротный стабилизатор и расположение воздухозаборников позволяют выполнять маневры на больших углах атаки.
Это очень важно для овладения полным потенциалом маневренных возможностей современных боевых самолетов. Развитые средства механизации крыла, высокая тяговооруженность (0,7-0,8) и трехстоечное шасси Як-130 позволяют эксплуатировать самолет как на грунтовых, так и на бетонных взлетно-посадочных полосах длиной не более 1000 м. При этом длина разбега составляет 380 м, а длина пробега — 670 м.
Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двигателей РД-35 с тягой 2200 кгс каждый. Двигатель оснащен новой электронно-цифровой системой регулирования с полной ответственностью, его ресурс увеличен до 6000 часов наработки.
Применение на самолете такой мощной силовой установки позволяет получить лучшие характеристики базирования среди самолетов этого класса в сочетании с хорошими показателями экономичности.
Кроме того, высокая тяговооруженность дает возможность выполнять маневры на больших углах атаки без потери скорости полета ниже допустимой. Максимальная масса топлива во внутренних баках составляет 1750 кг, нормальная — 850 кг.
Самолет Як-130 оборудован новейшим комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, основой которого является автоматизированная система управления полетом и учебно-боевыми действиями с бортовой ЭВМ. Система отображения информации в каждой кабине построена на электронных индикаторах с жидкокристаллическими матрицами.
Компоновка приборных досок и пультов близка к истребителям 4 и 5 поколений. Для размещения вооружения на самолете предусмотрены 6 внешних узлов подвески — по 3 под каждой консолью крыла.
В начале 1997 года была начата опытная эксплуатация 10 самолетов Як-130 в ВВС Российской Федерации.
Лётно-тактические данные
- Экипаж, чел 2
- Размах крыла, м 9.72
- Длина, м 11.49
- Высота, м 4.76
- Площадь крыла, кв.м 23.52
- Масса пустого самолёта, кг 4500
- Масса нормальная взлётная, кг 6350
- Масса максимальная взлётная, кг 9000
- Тяга нефорсажная, кгс 4400
- Масса топлива нормальная, кг 850
- Масса топлива макс., кг 1750
- Масса топлива с ПТБ, кг 2350
- Максимальная скорость, км/ч 1000
- Практическая дальность, км 1850
- Боевой радиус действия у земли, км 1315
- Практический потолок, м 12500
- Длина разбега без форсажа, м 330
- Длина пробега с торм. парашютом, м 530
- Боевая нагрузка, кг 3000