СУ-25 «Грач» бронированный дозвуковой штурмовик (обозначение НАТО — «Frogfoot») остается основным штурмовиком в ВВС России.
Опытный экземпляр Т-8 совершил первый полет 22 февраля 1975 г., но перед тем, как попасть в серийное производство, претерпел серьезные изменения. Во время войны в Афганистане эти самолеты совершили около 60000 боевых вылетов, и этот опыт позволил еще более усовершенствовать машину.
Модернизированные Су-25 «Грач» начали выпускать в 1987 г. Этот штурмовик широко применялся и для поддержки федеральных войск во время чеченской кампании. Потребность во всепогодном штурмовике, способном действовать и в ночное время суток, привела к созданию Су-25Т, который к тому же обладает увеличенной дальностью полета и повышенной живучестью.
Конструкция этого самолета подобна конструкции двухместного УБС Су-25УБ, однако вместо кабины второго летчика установлен топливный бак, а над ним — отсек для установки дополнительного БРЭО. Первая партия из 20 самолетов Су-25Т была построена в 1990-1991 гг. на авиазаводе в Тбилиси, а затем производство этих самолетов было перенесено в Улан-Удэ.
Су-25УТГ
Первый самолет российского производства был выпущен в 1995 г.; в дальнейшем был налажен выпуск его усовершенствованной модификации Су-25ТМ (Су-39), которая оснащается БРЛС «Копье-25» в подфюзеляжном контейнере.
В настоящее время на вооружении российских ВВС находится около 250 штурмовиков этого класса, причем примерно 80 из них модернизируются в вариант Су-25СМ, некоторые элементы БРЭО которого заимствованы у Су-25ТМ, в частности, БРЛС «Копье», но которая устанавливается в носовой части самолета.
По имеющейся информации, эти штурмовики будут входить в состав групп быстрого развертывания, которые формируются в каждом из шести военных округов на территории России.
Су-25УБ
Эти подразделения будут иметь по четыре Су-25ТМ и по двенадцать Су-25СМ. Также предполагается производить штурмовик Су-25ТМ на экспорт под обозначением Су-25ТК. Эскадрильями штурмовиков этого класса располагают Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия и Узбекистан.
В Туркменистане они выведены в резерв. Экспортные стоят на вооружении Анголы, Болгарии, Чехии, Ирака, Северной Кореи, Перу и Словакии.
Тактико-технические характеристики Су-25ТМ
- Экипаж, чел. 1
- Тяга, кгс 4300
- Двигатель, тип х кол, название ТРД х 2, Р-195
- Размах крыла, м / площадь крыла, м2 14,52 / 30,1
- Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 21500 / 10 600
- Длина самолета / высота самолета, м 15,33 / 5,2
- Полезной нагрузки, кг 6000
- Максимальная скорость, км/ч 950
- Максимальная дальность, км 650
- Практический потолок, м 10 000
Вооружение
- максимальная боевая нагрузка 5000 кг;
- ПТУР «Вихрь-М» (до 16 ракет);
- ГШ-30, 1 х 30;
- УР класса воздух-поверхность Х-29Т,
- Х-25МЛ и Х-29Л,ПКР Х-35,
- корректируемые бомбы КАБ-500К и КАБ-500Л,
- противорадиолокационные ракеты Х-58У и Х-31П,
- контейнеры с суббоеприпасами КМГУ-2,
- бомбы типа ФАБ калибром от 50 до 500 кг,
- кассетные бомбы РБК калибром 250 и 500 кг,
- УР класса воздух-воздух Р-27Р, Р-77 и Р-73