Cамолет ДРЛО А-50

А-50
9 Окт, 2020.

Cамолет ДРЛО А-50 создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.Г.М. Бериева совместно с НПО «Вега-М» и НИИ приборостроения.

А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением.

Над фюзеляжем на опоре расположен обтекатель антенны бортовой РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2 м. Опора снабжена антиобледенительной системой.

Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей Д-ЗОКП-2 тягой по 12300 кгс. Топливо размещено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Баки разделены на четыре группы по числу двигателей.

Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного назначения — Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на вооружение.

Самолет А-50 входит в состав комплекса радиолокационного дозора и наведения наряду с бортовым радиотехническим комплексом (РТК) «Шмель». РТК размещен внутри фюзеляжа самолета, антенные системы локаторов — в обтекателе.

Основой комплекса «Шмель» является высококогерентная импульсно-доплеровская трехкоординатная радиолокационная станция кругового обзора с пассивным каналом пеленгации. Обнаружение объектов противника осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей.

Аппаратура РТК также включает:

— цифровой информационно-вычислительный комплекс;

— систему активного запроса-ответа и передачи команд;

— систему государственного опознавания;

— блоки командной линии радиоуп равления;

— средства цифровой связи с наземными, корабельными пунктами наведения и взаимодействующими самолетами;

— систему отображения данных на рабочих местах операторов;

— средства документирования данных.

РЛС комплекса «Шмель» позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели (включая малозаметные, например, крылатые ракеты), в том числе на малых высотах на фоне подстилающей поверхности, а также надводные корабли.

Наведение самолетов на цели осуществляется как по автоматическим каналам передачи команд в эфир, так и голосом по обычным каналам связи. На командные пункты автоматизированных систем управления (КП АСУ) видов вооруженных сил информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передающие центры и непосредственно (в зависимости от типа АСУ).

Самолет А-50 оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.

В экипаж входят пять человек летного состава и десять — персонала радиотехнического комплекса. Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторами ЭЛТ.

Для защиты экипажа от СВЧ-излучения технический отсек отделен экранирующей сеткой, а в иллюминаторах использовано металлизированное стекло.

Радиоэлектронное оборудование самолета А-50 обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.

Для обороны самолета на маршруте и в зоне патрулирования имеется комплекс, обеспечивающий его защиту в передней и задней полусферах от управляемого оружия истребителей противника. Он включает в себя средства радиоэлектронного противодействия (автомат выброса дипольных отражателей и ИК ловушек и другие).

Около 20 самолетов находятся на вооружении ВВС России. Ведется разработка модернизированных вариантов и модификаций для ВВС России и зарубежных заказчиков.

Основные характеристики А-50:

  • Экипаж, чел.:
  • летный 5
  • персонал РТК 10
  • Масса, т:
  • максимальная взлетная 190
  • максимальная посадочная 151,5
  • топлива 64,82
  • РТК 20
  • Скорость патрулирования, км/ч 600
  • Максимальная дальность полета, км 5000
  • Практический потолок, м 10200
  • Высота патрулирования, м 5000-10000
  • Время, ч:
  • полета 7,7
  • патрулирования на дальности 2000 км около 1
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. 2
  • Диапазон волн РЛС сантиметровый
  • Количество:
  • одновременно сопровождаемых целей 50-60
  • одновременно наводимых истребителей 10-12
  • Дальность обнаружения целей, км:
  • воздушных, типа «истребитель», с ЭПР = Зм2 220-240
  • крупных морских до 400
  • Дальность радиосвязи, км:
  • по каналу КВ-диапазона 2000
  • по каналу УКВ-диапазона 400
  • по широкополосной радиолинии 400
  • по спутниковой радиолинии не менее 2000
  • Условия базирования аэродром I класса, бетон
  • Размеры самолета, м:
  • длина 46,59
  • высота 14,76
  • размах крыла 50,5
  • Площадь крыла, м2 300

Энциклопедия «Противовоздушная и противоракетная оборона» (серия «Оружие и технологии России»), Издательский дом «Оружие и технологии».

Источник