Cамолет ДРЛО А-50 создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.Г.М. Бериева совместно с НПО «Вега-М» и НИИ приборостроения.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением.
Над фюзеляжем на опоре расположен обтекатель антенны бортовой РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2 м. Опора снабжена антиобледенительной системой.
Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей Д-ЗОКП-2 тягой по 12300 кгс. Топливо размещено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Баки разделены на четыре группы по числу двигателей.
Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного назначения — Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на вооружение.
Самолет А-50 входит в состав комплекса радиолокационного дозора и наведения наряду с бортовым радиотехническим комплексом (РТК) «Шмель». РТК размещен внутри фюзеляжа самолета, антенные системы локаторов — в обтекателе.
Основой комплекса «Шмель» является высококогерентная импульсно-доплеровская трехкоординатная радиолокационная станция кругового обзора с пассивным каналом пеленгации. Обнаружение объектов противника осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей.
Аппаратура РТК также включает:
— цифровой информационно-вычислительный комплекс;
— систему активного запроса-ответа и передачи команд;
— систему государственного опознавания;
— блоки командной линии радиоуп равления;
— средства цифровой связи с наземными, корабельными пунктами наведения и взаимодействующими самолетами;
— систему отображения данных на рабочих местах операторов;
— средства документирования данных.
РЛС комплекса «Шмель» позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели (включая малозаметные, например, крылатые ракеты), в том числе на малых высотах на фоне подстилающей поверхности, а также надводные корабли.
Наведение самолетов на цели осуществляется как по автоматическим каналам передачи команд в эфир, так и голосом по обычным каналам связи. На командные пункты автоматизированных систем управления (КП АСУ) видов вооруженных сил информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передающие центры и непосредственно (в зависимости от типа АСУ).
Самолет А-50 оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.
В экипаж входят пять человек летного состава и десять — персонала радиотехнического комплекса. Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторами ЭЛТ.
Для защиты экипажа от СВЧ-излучения технический отсек отделен экранирующей сеткой, а в иллюминаторах использовано металлизированное стекло.
Радиоэлектронное оборудование самолета А-50 обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.
Для обороны самолета на маршруте и в зоне патрулирования имеется комплекс, обеспечивающий его защиту в передней и задней полусферах от управляемого оружия истребителей противника. Он включает в себя средства радиоэлектронного противодействия (автомат выброса дипольных отражателей и ИК ловушек и другие).
Около 20 самолетов находятся на вооружении ВВС России. Ведется разработка модернизированных вариантов и модификаций для ВВС России и зарубежных заказчиков.
Основные характеристики А-50:
- Экипаж, чел.:
- летный 5
- персонал РТК 10
- Масса, т:
- максимальная взлетная 190
- максимальная посадочная 151,5
- топлива 64,82
- РТК 20
- Скорость патрулирования, км/ч 600
- Максимальная дальность полета, км 5000
- Практический потолок, м 10200
- Высота патрулирования, м 5000-10000
- Время, ч:
- полета 7,7
- патрулирования на дальности 2000 км около 1
- Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. 2
- Диапазон волн РЛС сантиметровый
- Количество:
- одновременно сопровождаемых целей 50-60
- одновременно наводимых истребителей 10-12
- Дальность обнаружения целей, км:
- воздушных, типа «истребитель», с ЭПР = Зм2 220-240
- крупных морских до 400
- Дальность радиосвязи, км:
- по каналу КВ-диапазона 2000
- по каналу УКВ-диапазона 400
- по широкополосной радиолинии 400
- по спутниковой радиолинии не менее 2000
- Условия базирования аэродром I класса, бетон
- Размеры самолета, м:
- длина 46,59
- высота 14,76
- размах крыла 50,5
- Площадь крыла, м2 300
Энциклопедия «Противовоздушная и противоракетная оборона» (серия «Оружие и технологии России»), Издательский дом «Оружие и технологии».
Источник