Гражданские варианты вертолётов Puma и Super Puma широко применялись для перевозок людей и грузов там, где особо ценились скорость и эффективность.
Вертолёт заслужил репутацию самой удачной в мире винтокрылой машины для обслуживания газо- и нефтеразработок на континентальном шельфе.
В техническом задании на вертолёт Puma оговаривалось создание всепогодной круглосуточно используемой машины, хотя прошло несколько лет с начала эксплуатации вертолёта, прежде чем на нём появилась РЛС. Но даже вертолёты первых моделей отличала надёжность, высокая ремонтопригодность, хорошая маневренность и отличные лётные данные.
Puma был легче, чем Super Frelon, и имел современную конструкцию. НаPuma/Super Puma стоял вращающийся против часовой стрелки хвостовой винт, шасси убирались в полёте в открытые ниши, расположенные в днище фюзеляжа и спонсонах.
Вертолёты этого семейства имели большие сдвижные двери грузопассажирской кабины, ускорявшие посадку и высадку пассажиров или десанта. Предусматривалась также возможность перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем.
Первый из восьми прототипов и предсерийных вертолётов SA 330 выполнил первый полёт в Мариньяне 15 апреля 1965 года, военный сертификат лётной годности был получен в 1970 году.
Вертолёт Sud Aviation SA 330 (такое обозначение получила машина) обладал очевидным коммерческим потенциалом, и в скором времени появилось несколько гражданских моделей базового варианта. Первым стал SA 330F, эквивалент исходных моделей SA 330C, для армейской авиации Франции и SA 330E (Puma HC.Mk 1) для британских ВВС. Оснащённый двумя ТВД Turmo IIIC4 мощностью по 1320 л.с. вертолёт SA 330F развивал скорость до 280 км/ч.
Базовая модель Puma в гражданском секторе рынка имела ограниченный успех. Последующие гражданские модификации продавались более успешно.
Вертолёт Puma обладал большим модернизированным запасом, благодаря которому был разработан вариант AS 332B, а на его основе гражданский AS 332C Super Puma. Оба варианта сохранили размеры кабины базовой модели, но оснащались более мощными 1780-сильными ТВД Makila 1A.
С этими двигателями устанавливались противопыльные фильтры на воздухозаборниках. Ещё одним внешним отличием новых вариантов стал подбалочный киль. Оптимизированный для коммерческой эксплуатации Super Puma отличался изменённой носовой частью фюзеляжа, в которой была установлена метео-РЛС Bendix/King RDR 1400 или Honeywell Primus 500.
Эксплуатируемые на континентальном шельфе вертолёты Super Puma обычно комплектуются надувными баллонетами. Устройства серого цвета в носовой части на спонсоне вертолёта компании «СНС» как раз и являются баллонетами, используемыми при аварийной посадке на воду.
Очередным шагом стало увеличение длины фюзеляжа на 76 см, в результате чего полезный объём грузопассажирской кабины стал больше на 1.9 м3 и пассажировместимость возросла до 21 человека. Модификации с удлинёнными фюзеляжами получили обозначения AS 332M или AS 332L Super Puma (гражданский).
Удлинённый вариант был сертифицирован в 1983 году и быстро завоевал популярность у гражданских эксплуатантов. Всего гражданским заказчикам было поставлено около 70 таких вертолётов.
«Tyrolean Airways» эксплуатирует данный вертолёт AS 332C Super Puma с начала 1980-х годов. Он применялся для выполнения широкого круга работ, например, для монтажа опор подъёмника на горнолыжной трассе.
Значительное количество Super Puma закупила авиакомпания «Bristow Helicopter» (в 2009 году в её авиапарке насчитывалось 34 машины), которые прошли модернизацию для обслуживания нефтеразработок, после чего получили наименование Tiger. Вертолёты, иногда ошибочно именуемые Super Tiger, отличались интерьером кабины со складными креслами. Эти машины приспособлены для перевозки людей и грузов.
Двери кабины оборудованы устройствами аварийного сброса, в бортовой комплект штатно входят надувные баллонеты, а навигационное оборудование доработано для полётов над морем.
Вертолёты оснащены полным комплектом аппаратуры для «слепых» полётов, стабилизатором, лопасти несущего и хвостового винтов оснащены противообледенительными системами, установлен тормоз несущего винта. Кроме того, сделан внешний люк для доступа в багажный отсек.
Производство в Индонезии
Небольшое количество гражданских AS 332 было построено в Индонезии фирмой IPTN под обозначением NAS 332LI. Семь таких машин в 1996 году купил Иран для обслуживания нефтяных и газовых месторождений.
Обозначения военных вариантов Super Puma изменили в 1990 году. Машины получили индекс «532» и наименование Cougar, однако за гражданскими моделями сохранилось обозначение AS 332 и наименование Super Puma.
Развитием базовой модели Cougar/Super Puma стал вариант AS 332L2 Super Puma Mk II. Его поставки начались в 1993 году. AS 332L2 выпускался только в варианте с удлинённым фюзеляжем, причём более длинным, чем у AS 332L1.
В задней части кабины была сделана композитная вставка длиной 55 см, за счёт неё установили ещё один ряд пассажирских кресел. У новой модификации пилон несущего винта более плавно сопряжён с хвостовой частью, переходящей в хвостовую балку.
В конструкции AS 332L2 существенно увеличена доля деталей из композитов, втулки несущего и хвостового винтов сделаны из материала Spheriflex. Лопасти несущего винта получили законцовки параболической формы. Вертолёт оснащён четырёхканальной автоматической системой управления и встроенной системой самоконтроля.
Приборное оборудование выполнено на основе четырёх жидкокристаллических многофункциональных дисплеев фирмы «Sextant Avionique». Появление AS 332L2 послужило поводом для изменения обозначения исходного AS 332L на AS 332M, но за старыми вертолётами оставили наименование Super Puma Mk I.
Парк вертолётов AS 332L Tiger авиакомпании «Bristow Helicopter» насчитывает 34 машины. Они обслуживают нефтяные и газовые буровые платформы в Северном море, а их экипажи регулярно отрабатывают взлёты и посадки на ограниченные площадки в условиях дождя и сильного ветра. Лётчики обладают высочайшей квалификацией.
В базовом варианте AS 332L2 имеет салон на 24 пассажира и стюарда, а в «люкс-конфигурации» — на 19 пассажиров с увеличенным шагом кресел. Среди покупателей таких вертолётов была компания «Helicopter Service of Norway», заказавшая четыре машины в мае 1992 года и ещё четыре в июне 1997-го.
Менее требовательным в отношении комфорта заказчикам поставлялись машины с конфигурацией салона, как на военном варианте – на 28 человек и одного сопровождающего. В санитарном варианте вертолёт способен перевозить 12 больных на носилках и ещё четверых в сидячем положении, а также медработника.
VIP-вариант AS 332L2 Super Puma Mk II рассчитан на перевозку от 8 до 15 пассажиров. Единственным покупателем этого вертолёта стала южнокорейская фирма «Samsung».
Под маркой Eurocopter
Серийный выпуск вертолётов Super Puma/Cougar продолжился под маркой Eurocopter. Идёт серийное производство варианта AS 332L1 и базовой модели.
В 1998 году началась разработка более эффективного варианта Super Puma Mk III, способного выдержать конкуренцию с новейшими вертолётами AW 101 и S-92. Вариант с кабиной увеличенного на 25% объёма получил обозначение ЕС225.
Источник